Новосибирская КСП выявила нарушения при создании инфраструктуры промпарка
Контрольно-счетная палата (КСП) Новосибирской области выявила многочисленные нарушения использования средств бюджета региона при создании инфраструктуры промышленно-логистического парка (ПЛП). Об этом в ходе заседания транспортного комитета Заксобрания рассказала аудитор КСП Елена Саблина.
ПЛП был создан в 2007 году. Его общая площадь составляет свыше 1 тыс. га, а с учетом территории перспективного развития 2000 га. Территория парка разделена на три площадки — «А», «Б» и «В». Площадки «А» и «Б» отведены под реализацию промышленных и логистических проектов.
Акционерное общество «Управляющая компания «Промышленно-логистический парк» создано в феврале 2008 года. В сфере деятельности управляющей компании — строительство и последующая эксплуатация инженерной и транспортной инфраструктуры оказание услуг резидентам ПЛП.
Как сообщила Саблина, для реализации новых инвестпроектов (НИП) предусмотрено строительство 14 объектов инфраструктуры на сумму около 2,4 млрд руб. Из них в 2021 году было выделено и использовано на строительство четырех объектов 240,6 млн руб. — объекты были построены и введены в эксплуатацию управляющей компанией в установленные сроки.
В период проверки, в 2022-2024 годах, на строительство 10 объектов для реализации четырех НИП запланировано более 2,1 млрд руб. КСП выявил ряд нарушений и недостатков при планировании бюджетных инвестиций.
«Расходы областного бюджета, установленные на 2024 год в постановлениях и договорах о представлении бюджетных инвестиций, на 150 миллионов рублей меньше, чем было предусмотрено законом о бюджете. В постановлениях правительства области о выделении инвестиций не отражены объемы собственных средств управляющих компаний направленных на строительство объектов. Это порядка 40 миллионов рублей», — сообщила Саблина.
В сентябре 2022 года, после проведения торгов, стоимость строительства объекта была снижена более чем на 50 млн руб. Однако распределение экономим на новые объекты было выполнено в сентябре этого года. КСП полагает, что это может привести к неэффективному использованию бюджетных средств и увеличению сроков строительства.
«На 1 сентября 2024 года из восьми объектов, на которые были выделены бюджетные средства управляющей компании, осуществлялось строительство только одного объекта. Это третий этап ЛЭП подстанции на территории промышленно-логистического парка. Использовано 903 миллиона рублей. Остаток — 29,5 миллиона рублей. Также в сметном расчете, прошедшем государственную экспертизу, была необоснованно завышена сметная стоимость строительства, что привело к завышению стоимости контракта на 23 миллиона рублей. В ходе проверки стоимость контракта была уменьшена, нарушение устранено, деньги возвращены в бюджет», — сказала аудитор.
По словам Саблиной, помимо этого были выявлены нарушения при формировании начальной максимальной цены контракта — фактически, она приводилась к размеру бюджетных ассигнований, предусмотренных для управляющих компаний.
По данным КСП на начало сентября этого года, на лицевом счету управляющей компании в Федеральном казначействе числилось более 1 млрд руб. неиспользованных в полном объеме бюджетных инвестиций, предоставленных на строительство семи объектов (порядка 51% от выделенных бюджетных средств).
На строительство инфраструктуры пяти объектов на территории будущей ОЭЗ предусмотрен 1 млрд руб. «При этом в прошлом году решения о выделении бюджетных инвестиций управляющей компании на строительство на этой территории объектов инфраструктуры осуществлялось при отсутствии документов, предусмотренных статьей 48 градостроительного кодекса («Архитектурно-строительное проектирование», — прим. ред.)», — сказала Саблина.
На 1 октября проект межевания территории для подготовки ПСД не был утвержден. Без этого невозможно получить положительное заключение госэкспертизы на проектно-сметную документацию и, следовательно, невозможно начать строительство, что влечет риски неэффективного использования бюджетных средств, считают в КСП.
«Напомню, 758 миллионов рублей на эти цели было выделено в декабре 2023 года, 148 миллионов рублей — в марте 2024 года. Сроки вложения инвестиций и эксплуатации объектов были перенесены с конца 2024 года на конец 2025 года», — добавила аудитор.
На момент проверки не было урегулировано взаимодействие управляющей компании, как потенциального собственника объектов инфраструктуры, с резидентами ОЭЗ и частной управляющей компанией, которой будет принадлежать право реализации земельных участков.
КСП направила в Минэкономразвития региона представления об устранении нарушений и повышения эффективности использования бюджетных инвестиций. По словам Саблиной, срок ответа пока не наступил.
Как сообщили в ответ на запрос РБК Новосибирск в Минэконом развития Новосибирской области, для устранения нарушений в части отражения собственных средств управляющей компании и выделения бюджетных ассигнований, министерство проводит работу по подготовке изменений в нормативные правовые акты областного правительства и договоры о предоставлении бюджетных инвестиций.
«По остальным представленным КСП НСО замечаниям проводится работа совместно с УК ПЛП в части анализа выявленных недостатков. Согласно статьи 14 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Новосибирской области» получателю представления необходимо уведомить КСП НСО в письменной форме о принятых по результатам выполнения представления решениях и мерах в течение 30 дней со дня его получения. Минэкономразвития НСО в уставленный срок в адрес КСП НСО будет направлена информация по всем вопросам, обозначенным в представлении», — добавили в министерстве.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте