В Новосибирской области на 17% снизилась добыча антрацита

По итогам 11 месяцев 2024 года в Новосибирской области добыли 12,25 тыс. т антрацита, что на 17,1% меньше аналогичного периода позапрошлого года, рассказали РБК Новосибирск в пресс-службе регионального Минпромторга.
По информации Новосибирскстат, в 2024 году добыча полезных ископаемых в регионе в сравнении с предыдущим годом снизилась на 15,5%.
В качестве основных причин снижения добычи антрацита в министерстве промышленности назвали сокращение объемов его реализации в связи с «отсутствием отгрузки» новосибирского антрацита «в рентабельном восточном направлении» с IV квартала 2022 года, ограничениями со стороны ОАО «РЖД» и вывозом угля в западном направлении.
В Минпромторге отметили и снижение рентабельности продаж, связанное с ростом логистических затрат в конечной стоимости угольной продукции с 47% до 89%. С 1 декабря прошлого года РЖД подняло железнодорожный тариф на 13,8%. Еще одним фактором стало «существенное падение» мировых цен на уголь.
В 2015 году руководитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области Юрий Марченко говорил, что на регион приходилось около 30% от всего добываемого в мире антрацита. Сегодня АО «Разрез Колыванский» и ООО «Разрез Восточный», входящие в Группу «Сибантрацит», добывают высококачественный антрацит UHG на территории Колыванского месторождения Горловского угольного бассейна в Искитимском районе Новосибирской области.
В 2021 году лицензию на разработку недр и добычу угля на территории Искитимского и Черепановского районов Новосибирской области получило ООО «Разрез Богатырь».
В ноябре 2024 года гендиректор компании Владимир Душенко сообщил о начале разработки месторождения. По его словам, в прошлом году планировалось отгрузить 50 тыс. т угля.
«В настоящее время проводятся строительно-монтажные работы на объектах железнодорожной инфраструктуры разреза и объектах энергоснабжения, также ведутся вскрышные работы на разрезе», — рассказали в Минпромторге о развитии разреза «Богатырь».
В пресс-службе Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД) сообщили, что в течение двух последних лет отгрузка угля в Новосибирской области велась «в рамках технических и технологических возможностей инфраструктуры РЖД, а также портов назначения».
Судя по статистике ЗСЖД, за последний год объем отправления продукции угледобывающих предприятий из Новосибирской области упал на 36,8%: с 16,3 млн т в 2023 году до 10,3 млн т в прошлом. При этом объемы отгрузки на восток идут: например, из погруженных в январе 2025 года 1,2 млн т антрацита в восточном направлении ушло 0,7 млн т., в западном — 0,5 млн т. Статистику по направлениям в динамике за прошлый год в ЗСЖД не предоставили.
Проблема с отгрузкой угля не нова. В начале 2024 года заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Семка говорил о сложностях вывоза антрацита, добытого в регионе, в восточном направлении. «Начиная с 2021 года, к сожалению, весь уголь, добытый в Новосибирской области, везется в северо-западные и южные порты РФ, что сказывается на рентабельности добычи угля, а значит и на налоговых поступлениях в бюджет», — цитировало Семку интернет-издание Infopro54. По словам замгубернатора, это привело к тому, что бюджет региона в 2023 году недополучил 2 млрд руб.
Перспективы отрасли
Доцент кафедры финансовых рынков и финансовых институтов НГУЭУ Эдуард Коложвари связал снижение добычи антрацита в регионе со снижением его продаж, сложностями получения денег из Китая и санкциями.
Основные импортеры антрацита из Новосибирской области — Китай, Индия. «Китаю нужно много сырья, но мы не единственные поставщики. Сейчас он возобновил закупки из Австралии, получает сырье из Индонезии и Монголии, да и сам является крупнейшим добытчиком угля в мире», — рассказал Коложвари РБК Новосибирск.
Управляющий АО «ВЭД Агент» и член Общественного совета при Федеральной таможенной службы РФ Александр Дегтярев добавил, что на фоне снижения поставок угля в Китай Индия, напротив, их наращивает. Россия поставляет антрацит и в Бразилию, Турцию, Индонезию, Японию и Корею. Однако после того, как Япония присоединилась к санкциям против РФ, поставки ископаемого топлива максимально сократились в эту страну в 2024 году в сравнении с 2023-м.
«Снижение цен обусловлено многими факторами — но в первую очередь ростом производства в Китае, Индонезии. Вместе с тем, «зеленая повестка» сокращает темпы роста потребления угля, фактически приблизившись к нулю. А более половины антрацита в мире используется как топливо», — высказался в беседе с РБК Новосибирск Дегтярев.
За последние годы цены на уголь достигали пиковых показателей осенью 2022 года в преддверии отопительного сезона и ожидании нехватки топлива из-за санкций в отношении России. В 2023 году цены стали снижаться и весь 2024 год находились в боковом ценовом тренде в пределах $150 за 1 т на главном, китайском рынке, упав с самых высоких показателей 2022 года почти вдвое.
Коложвари предположил, что, если говорить об энергетических углях, «возможно, наступило время изменения энергобаланса в сторону газа», так как сейчас «усиленно подключаются к газификации населенные пункты, много говорят о строительстве газовых ТЭЦ».
По словам Дягтерева, есть прогнозы, что антрацит на мировом рынке станет замещать менее калорийные виды угля. Это позволит поддержать спрос на него, как в Китае, так и в Северной Америке. Несмотря на оптимистичные прогнозы, сложности, связанные с санкциями, финансовыми ограничениями и логистикой усложняют вывоз антрацита из России.
Коложвари считает, что угледобывающая отрасль находится на грани рентабельности. «Многие разрезы в убытках и останавливают производство, другие держатся за счет уникальности и ликвидности продукта, — делится мнением Коложвари — Насколько я понимаю, государство будет пытаться поддерживать некоторых игроков от банкротства, уведя их под управление государственной корпорации развития ВЭБ.РФ».
Дегтярев считает, что текущий год для угольной промышленности будет сложным из-за разворачивающихся торговых войн между Штатами и Китаем, дальнейшим усложнением логистики, сокращением закупок «недружественными государствами» и накоплением запасов в КНР.
«Регуляторная политика государства напротив направлена на поддержание экспорта антрацита — это выражается в отмене экспортной пошлины в 2024 году и продлении этой меры в 2025-м», — отметил Дегтярев.
Введение квотирования
В январе 2024 году заместитель губернатор Новосибирской области Сергей Семка говорил о том, что региональные власти обратились в Правительство РФ с просьбой о жестком квотировании поставок угля в порты Юга и Северо-Запада, где ОАО «РЖД» предварительно предложили квоту на 2024 год — 19,5 млн тонн. Такая квота, по словам Семки, позволила бы новосибирским компаниям нарастить добычу и экспорт антрацита. Судя по данным РЖД и источников РБК, Новосибирской области эта квота предоставлена не была.
Система квотирования и гарантированных объемов перевозки угля в направлении Восточного полигона была введена в 2020 году на фоне дефицита пропускной способности железнодорожной инфраструктуры. Глава РЖД Олег Белозеров осенью в письме Путину указывал, что перевозки в восточном направлении обеспечивают более 30% доходов РЖД, при этом большую часть (60%) провозной способности Восточного полигона используют для перевозки угля по соглашениям, а доходность перевозок других грузов в 1,8 раза выше доходности перевозок твердого топлива. Потери доходов РЖД от квот оценивались в 25 млрд руб. Белозеров утверждал, что при сохранении действующих соглашений с пятью регионами есть риск недофинансирования инвестпрограммы, в связи с этим РЖД будет вынуждено сократить 30 тыс. работников, которые задействованы в реализации инфраструктурных железнодорожных проектов. Это, в свою очередь, приведет к заморозке строящихся объектов и воспрепятствует достижению цели по росту экспорта несырьевых неэнергетических грузов.
В декабре прошлого года прошло совещание под председательством вице-премьера Александра Новака, на котором было принято решение о сохранении в 2025 году квотирования. В совещании принимал участие и губернатор Новосибирской области Андрей Травников. Самым важным для региона стало подключение Новосибирской области к списку угледобывающих регионов.
«С учетом состоявшегося обсуждения считать целесообразным РЖД обеспечить вывоз угля в 2025 году из угледобывающих регионов (Кемеровская область, Иркутская область, Республика Хакасия, Республика Тыва, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия) в объемах не ниже объемов перевозок за 2024 год (порядка 100 млн т, наибольшая доля вывоза, 54,1 млн т, в этом году приходится на Кузбасс. — РБК), а также обеспечить вывоз угля из Новосибирской области с учетом увеличения провозной способности Восточного полигона со 173 млн до 180 млн т», — указано в протоколе, на который ссылается РБК.
Порт Ташара
В ноябре прошлого года директор Ассоциации судовладельцев Западной Сибири Сергей Павлушкин предложил отправлять грузы из Новосибирской области, в том числе уголь, через порт Ташара, стоящий на Оби ниже регионального центра.
«Пристань Ташара обладает очень серьезным потенциалом. Если рассматривать Мошково — есть контейнерный полигон, куда могут приходить составы. От Мошково порядка 30 км есть заброшенная железнодорожная ветка, которую можно восстановить. Один из вариантов — почему бы через Ташару не отправлять грузы, контейнеры. <...> там уже на морских судах через Севморпуть — в любых направлениях», — поделился мнением Павлушкин.
В пресс-службе Минпроторга со ссылкой на региональные угледобывающие компании указали, что использование порта Ташара в среднесрочной перспективе не рассматривается для транспортировки угля из-за отсутствия железнодорожной инфраструктуры и сезонности отгрузки грузов на Оби, ограниченной периодом навигации.
Источник РБК Новосибирск добавил, что строительство или реконструкция 30 км железнодорожной ветки и перевалочного пункта потребует глобальных многомиллиардных инвестиций, которые в текущей рыночной ситуации не смогут найти ни власти, ни бизнес.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте