Банки начали выдавать микрозаймы: как это скажется на рынке МФО
Российские банки продолжают выходить на рынок микрозаймов. На текущий момент «займы до зарплаты» уже выдают несколько банков, в том числе «Сбер», Банк «Хоум Кредит», ВТБ, Альфа-Банк» и другие. В настоящее время выдача займов крупными кредитными организациями — общая тенденция российского рынка.
«Запуск таких продуктов может быть предназначен для того, чтобы сохранить тех клиентов, которым было отказано в получении классического кредита, а также для привлечения новых клиентов, в том числе путем переманивания их у МФО», — цитирует аналитика «Финама» Игоря Додонова «РГ».
При этом, как рассказали РБК Новосибирск в МКК «Академическая» (сервис онлайн-займов ВебЗайм), на данный момент нет предпосылок к тому, что банки смогут забрать часть рынка у микрофинансовых организаций (МФО).
«Крупные банки и раньше имели свои микрокредитные подразделения, не показывавшие однако той эффективности, которую демонстрируют профессиональные участники микрофинансовой отрасли. В ближайшее время усиление конкуренции в этом сегменте мы не прогнозируем, а чтобы это произошло, банкам придется существенно изменить свои подходы в рисковой политике», — считают в компании.
Там считают, что банки работают только с проверенными клиентами, которых уже оценили по собственным критериям, а большинство существующих банковских предложений направлены на держателей зарплатных карт. Внутренние процессы в банках выстроены строже, на решения уходит больше времени, а применение современных технологий и алгоритмов, в силу жестких регламентов, происходит небыстро.
«Например, мало кто из коммерческих банков при оценки кредитных рисков использует модели машинного обучения, в то время как МФО давно и успешно их применяют. А это значит, что эффективно обрабатывать нового клиента в условиях рынка им сложнее, и банки не готовы кредитовать такой объем высокорисковых клиентов, которых обслуживают МФО», — отметили в компании.
Генеральный директор МФК «Честное слово» Андрей Петков прогнозирует, незначительный рост конкуренции на рынке МФО в ближайшей перспективе. Бизнес-модели банков и МФО отличаются: они ориентируются на разную аудиторию, и у каждого — свои методы привлечения клиентов.
«Во-первых, у МФО лояльнее требования к клиентам. Во-вторых, МФО специализируются на срочных займах, а значит быстро принимают решение по выдаче. В-третьих, МФО предлагают широкий спектр сумм и сроков займа: клиентам удобна такая гибкость», — пояснил собеседник.
По словам эксперта, если банки не станут отдельно открывать дочерние МФО, а будут выдавать срочные займы в числе прочих банковских продуктов, то серьезной угрозы для рынка микрозаймов это не несет, поскольку банковские нормативы жестче, чем у МФО.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте