В СГК рассказали о сюрпризах в земле и «умных» трубах — фото
В ходе выездного совещания глава Новосибирского филиала СГК Андрей Колмаков рассказал, что на середину лета по программе капитального ремонта теплосетей выполнено 60% от всего объема работ, а по программе опережающих инвестиций — 30%. При этом срок окончания ремонтной кампании должен закончиться не позднее 15 сентября. До середины октября планируется выполнить благоустройство участков.
Из запланированного объема 8,8 км сетей будет подвергнуто техническому перевооружению, еще 3,3 км ждет капитальный ремонт. Средний возраст трубопроводов на замену — более 45 лет. Суммарная стоимость программы техперевооружения и капремонта в 2022 году — порядка 2 млрд руб.
В следующем году объем инвестиций планируется увеличить, он должен составить порядка 3 млрд руб., соответственно и количество объектов увеличится. Согласно разработанной компанией десятилетней инвестпрограмме, наиболее крупные вложения в городские сети из запланированых 20,5 млрд должны быть сделаны в первые пять лет. Это снизит остроту проблемы с растущим износом сетей.
«Один из самых важных объектов этого года — на Ватутина. Здесь мы работаем параллельно с реализацией проекта по федпрограмме «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Перед нами стоит задача отдать эту территорию под благоустройство в четко оговоренные и максимально сжатые сроки — в конце июля», — сказал Колмаков.
У теплоэнергетиков в ходе работ возникает много проблем, создающих риски затягивания ремонтов, поэтому приходится усиливать интенсивность работ. По словам Колмакова, под двухметровым слоем земли рабочие регулярно сталкиваются с неприятными сюрпризами.
«Например, на Ватутина подрядчик обнаружил залежи так называемого синего, имеющего крайне высокую прочность бетона. В итоге вместо планируемых двух дней, он демонтировал его неделю. Плюс осложняют работу залповые дожди — приходится тратить время на откачку воды. Город не в полном объеме оборудован ливневой канализацией, и ее функцию, к сожалению, выполняют наши коммуникации», — сказал глава новосибирского филиала СГК.
Значительно ускорить ремонт на Ватутина и сократить неудобства для горожан позволила технология по прокладке трубопровода без вскрытия канала теплотрассы.
«Самое главное, мы смогли избежать раскопки самой площади Карла Маркса. По каналу мы протолкнули 101 метр трубы над метрополитеном. Такая работа позволила нам нивелировать большинство сдвигов по срокам», — подчеркнул глава Новосибирского филиала СГК.
Чем полезны «умные» трубы
По словам исполнительного директора Новосибирской теплосетевой компании СГК Максима Рябенко, на Ватутина теплоэнергетики используют так называемые «умные» трубы, которые значительно надежнее обычных.
«Мы используем трубу с пенополиуретановой изоляцией в пластиковой оболочке, которая уже в таком виде доставляется нам с завода. Это максимально защищает трубу от внешней коррозии», — сказал он.
Такие трубы имеют систему оперативно-диспетчерского контроля. Внутри изоляции проходят медные провода, по которым можно определить сопротивление. При повреждении трубы изоляция начинает намокать и сопротивление меняется. В итоге можно выявить место дефекта с точностью до метра. Благодаря такой «умной» трубе, сокращается время на поиск проблемы и снижается площадь раскопок.
Рябенко подчеркнул, что сейчас в ремонтах используется до 30% таких труб. Далее этот процент будет увеличиваться. В будущем постепенно произойдет переход от классической технологии с использованием минераловатного утеплителя в пользу «умных» труб.
В этом году энергетики планируют проложить «умные» трубы на Автогенной, Писарева, Троллейной, Ватутина, частично на Тульской, Богаткова. Сейчас данную технологию применяют в зонах затопляемости, под линиями электропередач, трамвайными путями.
«Но надо понимать, что мы меняем не только трубы, но и всю трассу. Тепловые камеры ранее были собраны из блоков. Сейчас они полностью монолитные, что увеличивает надежность данной конструкции и делает ее герметичной», — сказал он.
По статистике, в тепловых камерах повреждения на трубопроводе происходят чаще. Здесь создаются наиболее экстремальные условия из-за нахождения на стыке двух сред: холодного внешнего и теплого воздуха, что приводит к появлению точки росы. Также в камеры через люки попадают реагенты с проезжей части, которые портят трубы.
Проблемный участок
Теплотрасса на улице Котовского за последние годы стала проблемным участком для жителей не только горского жимассива, но также и большой части левобережья. Параметры теплоносителя на левом берегу в прошлом сезоне снижали неоднократно: было устранено семь крупных повреждений.
«В этом году мы меняем трубы здесь сразу на двух участках. Работы в районе дома № 1 уже практически завершены, хотя изначальный срок сдачи 25 августа. Вскоре подрядчик начнет благоустройство данной территории, и уже к началу августа все должно быть завершено», — сказал исполнительный директор НТСК.
Всего, по словам Колмакова, в июле будет сдано четыре отремонтированные теплотрассы — это участки на площади Лыщинского, а также по улицам Серебренниковская, Котовского и Сибиряков-Гвардейцев: суммарно 1 452 метра.
Дефицит кадров
Как рассказал глава Новосибирского филиала СГК, еще в 2019 году компания столкнулась с дефицитом квалифицированных подрядчиков для проведения работ на сетях. До этого времени на протяжении пяти лет не проводилось масштабных ремонтных кампаний. В итоге кто-то из подрядчиков ушел из города совсем, остальные — переквалифицировались на другие виды работ, в том числе, ушли в строительную сферу.
«Эту проблему мы пытаемся решить с помощью долгосрочной мотивации. В 2020 году мы заключили долгосрочные договоры на пять лет с подрядчиками по капитальному ремонту. Такой подход дает возможность организациям иметь понимание объемов работ, а также инвестировать в развитие своих компаний, приобретать технику и нанимать больше штатных специалистов», — сказал он.
Сейчас СГК привлекает подрядчиков и из других городов. Однако, по словам Колмакова, при схожести работ, есть разнородность требований, в частности, по благоустройству и организации работ. «Нужно время на притирку подрядчика к новосибирским реалиям», — отметил он.
Одним из самых непростых с точки зрения организации работ остается Центральный район: стесненные условия, много припаркованных автомобилей, заборы и шлагбаумы, ограниченное пространство для складирования материалов.
В целом приоритет в работе отдается участкам, которые расположены у проезжих частей, с высоким трафиком: сюда выводят максимум людей, чтобы раньше открыть движение. СГК составила карту масштабных работ, где указаны все запланированные ремонты и сроки их выполнения. Это поможет горожанам лучше корректировать собственные маршруты передвижения.