Эксперты прокомментировали историю о новосибирской «копеечной» недоимке
Гутман выложил уведомление из налоговой на странице в facebook, репост записи с комментарием сделал федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов. После этого чиновники федеральной налоговой службы по запросу СМИ сообщили, что описанная ситуация малореальна, так как в таком случае блокируют не весь счет, а лишь сумму недоимки.
Читать по теме: Налоговая опровергла информацию о новосибирской «копеечной» недоимке
В комментарии корреспонденту РБК Новосибирск Гутман пояснил, что в уведомлении, которое выложено в посте четко сказано: приостановить ВСЕ расходные операции. «На понедельник, когда было получено данное уведомление, срочных платежей, к счастью, не было. Тогда же мой бухгалтер звонила в налоговую, где инспектор подтвердила данную формулировку с пояснением, что они теперь так всех будут учить лучше платить. Мы подготовили платеж в одну копейку, но не успели его отправить, т.к. тогда же его автоматически списала налоговая сама, согласно своего же последующего решения. На следующий день платеж за связь я осуществил штатно».
РБК Новосибирск поинтересовался у экспертов по налоговому праву, часто ли новосибирские предприниматели сталкиваются с подобными ситуациями, связанными с блокировкой счетов из-за копеечных недоимок.
Виталий Ветров, управляющий партнер юридической компании «Ветров и партнеры» сообщил, что его клиенты сталкивались с подобными ситуациями, когда за недоимку счет блокировали, а не снимали сумму по инкассовому поручению, при этом на разблокировку счета иногда уходит несколько дней.
«Право приостановить операции по счету на самом деле никак не связано с суммой возможной или реальной недоимки по налогу, сбору, страховым взносам или размером пени и (или) штрафа, — комментирует Ветров. — Поэтому особо я не стал бы удивляться такой ситуации.
На мой взгляд, правовую норму в НК РФ давно надо менять и поднимать нижний предел по решению о блокировке до 1-3-5 тысяч рублей минимум. Иначе кроме минимизации рисков, связанных с принятием решения о приостановлении, возможны и ситуации, когда расходы самого государства на принятие, исполнение такого решения больше, чем возможный положительный эффект от него. И расходы самого предпринимателя на отмену такого решения необходимо тоже учитывать».
По словам Натальи Побойкиной, счет, как правило, блокируют за несвоевременную сдачу отчетности, или за отсутствие ответа на требование пояснить что-либо. «За недоимку выставляют ограничение на сумму недоимки и одновременно на счет приходит инкассовое на эту сумму, — говорит Побойкина.
— Получается в результате «двойная блокировка», на счете должно быть денег в два раза больше, чем ты реально должен. Если денег на счете не хватает, то получается, что счет полностью блокирован. Тем не менее, это только ограничение на сумму, а не полная блокировка счета. После оплаты блокировку снимают в срок от 2 до 5 дней»
Проблема в отношении
Михаил Гутман говорит, что его пост не о блокировке счета, или одной копейке: «Я хотел сказать о нарушении причинно-следственных связей в нашем государстве. О том, что чиновники не понимают, кто их кормит и для кого они должны работать. О том, что огромные госресурсы расходуются откровенно впустую, создавая бредовые решения, подписывая их, рассылая и отменяя. О том, что от бизнеса не отстали, что его не поддерживают. О том, что бизнесу, если уж не помогать, то ему нужно хотя бы не мешать, не трогать бизнесменов, не прикасаться без необходимости, даже вот таким письмом не сбивать с рабочего ритма — всего этого нет. Государство этого не понимает. Люди бизнесом заниматься не хотят. Инвестклимат ухудшается в том числе и из-за подобных писем предпринимателям».
Ветров комментирует, что за последние годы ситуация в этом вопросе не изменилась.
«Предприниматели в любом случае тратят много времени и несут дополнительные расходы как на выяснение оснований приостановления, так и для отмены таких решений, — говорит Ветров. — Причем, как правило, предприниматели вынуждены «гасить» любые задолженности для скорейшей разблокировки счета».