Вопрос недели: чьих имен достойны улицы Новосибирска
Новосибирскому аэропорту «Толмачево» уже предложено дать имя маршала авиации Александра Покрышкина, создателя СО РАН и Новосибирского Академгородка Михаила Лаврентьева, советского хирурга Якова Цивьяна, российского дирижера Арнольда Каца и даже Иосифа Кобзона. Сейчас идет сбор предложений, с 8 по 30 ноября пройдет народное голосование.
РБК Новосибирск провел опрос о том, чьи имена еще надо было бы присвоить знаковым местам Новосибирска.
Анастасия Близнюк, основательница Интегрального музея-квартиры Академгородка:
— Когда на встрече со школьниками задаёшь вопрос, имена каких ученых Сибирского отделения они знают, то сразу называют Лаврентьева и Коптюга, спасибо памятникам и проспектам. Однако мало кто вспоминает Будкера, а однажды прозвучала версия, что Институт ядерной физики основал Ленин.
Игорь Маранин, писатель, краевед:
— Для меня, прежде всего, важен принцип «давать имена» только тех людей, чья жизнь и деятельность была связана с Новосибирском. Хорошо бы, кстати, вернуть многим улицам прежние названия — Гудимовская, Гондатти, Тобизеновская, Асинкритовская, но не Николаевский проспект ни в коем разе! Что касается объектов... Почему бы не домам? В честь архитекторов либо именитых жителей. Дом Гордеева, например. Замечательный объект для присвоения имени — учебные заведения: там можно создать тематический музей и хранить память наших земляков. Я бы переименовал ряд библиотек — в честь наших писателей и литераторов — Вивиана Итина, Нины Изонги, Юрия Магалифа.
Константин Терещенко, депутат городского Совета города Барабинска:
— Я за то, чтобы не переименовывать, а давать название новому. Это такая традиция, что ли, стирать старое название и писать новое? В прошлом жители, руководители города называли объекты, улицы, площади исходя своего времени, своих взглядов. И это касается не только советских времен — в царское время объекты имели свои названия. Читаю таблички на домах, как раньше называлась улица, и понимаю, что переименовывали исходя из политической целесообразности. Поэтому считаю, что название нужно давать новому, а если появляется желание увековечить память кого-то — то есть много других способов это сделать.
Андрей Поздняков, социолог, краевед и экскурсовод:
— Я выступаю за обязательное переименование всех улиц и площадей, имеющих «коммунистические» корни. Есть ощущение, что сейчас уже поздно: в стране очевиден идеологический разворот в сторону сталинизации. Очевидно, что нельзя трогать Александра Покрышкина и Ольгу Жилину. Нужно увековечить и другие знаковые имена — например, братьев Игнатовых, хирурга Владимира Мыша и других. Части улиц в историческом центре, на мой взгляд, нужно вернуть исторические названия. Ну и, конечно, необходимо увековечить имена и даты нашей Сибирской и уже — Новосибирской истории и культуры: писателя Анатолия Иванова, артистов Веры Редлих и Андрея Болтнева, дирижёра Арнольда Каца, архитекторов Бориса Гордеева и Андрея Крячкова.
Владимир Мартыненков, член совета директоров концерна «АКД-Мета»:
— Я считаю, что, если есть великий создатель, который работал на благо города, стараниями которого город стал лучше, его имя необходимо увековечить. Такой человек — почетный житель Новосибирска Иван Севастьянов, который с 1963 по 1984 работал председателем Горисполкома Новосибирска. Под его руководством началось строительство метро, реконструкция теплоснабжающей системы города, были сформированы площади застройки — от замыва поймы Каменки до территории, на которой строится «Европейский берег».
Юрий Лобанов, пресс-секретарь Музея города Новосибирска:
— Сама затея с переименовыванием аэропортов странная, но уж если это придется сделать, то надо использовать это для продвижения Новосибирска. Наш город должен ассоциироваться с наукой, поэтому имена Лаврентьева и Кондратюка будут предпочтительнее, чем Покрышкина и Кобзона. Что касается других объектов, то у нас есть проблема: в городе ничего не названо именами «отцов-основателей» — Жернакова, Беседина, Литвинова, Севастьянова, Горячева. Но переименовать в их честь центральные улицы трудно, потому что это дорого, а новые улицы на окраинах — не то, что они заслужили. Некоторое время назад была хорошая идея назвать в их честь залы заседаний мэрии, это могло бы стать интересной практикой.
Рубен Андреев, директор стоматологической клиники «Азалия»:
— Честно говоря, ко всем компаниям по переименованиям отношусь негативно. Строим памятники, потом сносим. Пусть остаются, как память о наших, может и ошибках. В Париже улицы носят названия 300 лет. За это время в исторической части появилась только площадь Далиды на Монмартре, 30 квадратных метров. Ничего не имею против Кобзона, но Толмачево, если переименовать, то дать имя Покрышкина или Кондратюка.