До миллиметра: с какой рекламой будут бороться на улицах Новосибирска
Презентация дизайн-кода состоялась на прошлой неделе. В качестве экспертов выступили члены худсовета города, архитекторы районов, депутаты Совета депутатов и представители рекламного рынка. Основная задача дизайн-кода — закрепить нормы размещения наружных рекламных конструкций и оформления фасадов зданий.
Как сообщил РБК Новосибирск Иван Фаткин, город задержался с принятием дизайн-кода: «В других городах подобные меры действуют уже несколько лет. Первой стала Москва — в 2012 году. Конечно, в задержке есть и плюсы: мы можем учесть те ошибки, которые допустили другие регионы, избежать их».
Что будет введено
Проект должен разбить город на три класса. Первый будет регулироваться жестче всего. Под него подпадут зоны охраны объектов культурного наследия. «Если мы посмотрим карту города Новосибирска, то увидим, что вся центральная часть перекрыта вплотную этими зонами — это и Красный проспект и улица Советская, многие другие, образующие целое ядро. Здесь мы планируем ограничить размер отдельных букв до 0,5 м и конструкций состоящих из двух строчек до 0,6 м. Цифры примерные, но мне бы хотелось донести их до конца в таком виде», — отметил Фаткин. Второй класс составят зоны типовой застройки и спальные районы города. Третий — зоны, удаленные от основных магистралей. В них планируется допустить вывески с размером 0,7-0,9 м.
Помимо разделения города, документ предлагает четкие требования к наружной рекламе: где могут находиться конструкции на фасадах, какого размера они могут быть, и какую информацию они могут в себя включать. На вывесках, как пояснил Фаткин, после введения дизайн-кода можно будет размещать только название организации, профиль ее деятельности и логотип.
«Если вывеска включает следующие сведения: интернет-адреса, телефоны, информацию о продаже, аренде, ценах и так далее — такое город не даст разместить», — объяснил Фаткин.
В дальнейшем авторы проекта планируют ввести нормы контроля для нестационарных объектов, остановок и отдельно стоящих конструкций. Их приведут к единому виду, чтобы такие комплексы, например, в парках, не выглядели разнородно. «Сейчас каждый предприниматель, у которого есть нестационарный объект, может установить его в нужном месте. Рядом с ним ставят другой: красный, желтый, синий — все разного цвета и размера. В итоге получаем «лестницу» или даже «выбитый зуб». Нужно структурирование», — считает Фаткин. В качестве примера он привел Москву, где для подобных объектов действует несколько типовых решений.
Сегодня проект документа находится в активной разработке и состоит, по словам автора, из компиляции документов других городов. «Я пока боюсь выносить текст на всеобщее обозрение. Мы можем заранее взбудоражить народ, а потом долго оправдываться», — сообщил Фаткин.
Изменения, которые будут закреплены в дизайн-коде коснутся предпринимателей, когда с ними будут заключаться новые разрешения на размещение рекламы. По словам Фаткина, максимальный срок таких разрешений — пять лет. «Поэтому те, кто сегодня успел заключить договор, смогут за четыре года приспособиться. Снимать рекламу не заставим, этот закон обратной силы не имеет», — пояснил он.
Что есть сейчас
Как отметил главный художник города, первый шаг в плане нормирования рекламы уже сделан: 27 сентября текущего года были приняты новые правила благоустройства, которыми запрещается раскраска фасадов. «Если сейчас какой-то предприниматель захочет это сделать, то для того, чтобы проводить работы, ему придется сделать паспорт фасада. Только после того, как паспорт будет утвержден, ему разрешат окраску», — заметил Фаткин. Также одним из важных изменений, прописанных в правилах благоустройства, главный художник назвал запрет на оклейку витрин декоративной пленкой.
«Никто пока не бросился ее снимать, но это уже прямое нарушение. За него предпринимателю грозит административная ответственность», — предупредил Фаткин.
Ранее РБК Новосибирск сообщал, что депутат горсовета Дмитрий Прибаловец намеревался избавить улицу Богдана Хмельницкого и Новосибирск в целом от «аляповатого» оформления фасадов на первых этажах. По его мнению, отсутствие контроля дизайнерских решений «уродует» город. Депутат отметил, что его смутили в первую очередь входные группы, а не реклама: «Я считаю, что город нужно приводить к достойному виду. Это не только то, что мы видим, но и гости, которые, прямо скажем, не всегда рады такой пестроте».
Нужен ли код
Принять решение о введении дизайн-кода, по словам Фаткина, пришлось из-за малого количества правил, касающихся фасадов город: «На сегодняшний день есть единые правила размещения рекламы, указанные в одном из документов. Изучив его, мы увидели необходимость добавить больше регулирования», — объяснил он.
За комментарием о предстоящих изменениях РБК Новосибирск обратился к экс-директору маркетингового агентства Б-52, независимому бизнес-консультанту Дмитрию Петрову. Собеседник отметил, что вывески, рекламные конструкции и щиты нельзя «сваливать в кучу», так как это разные жанры наружной рекламы. «Что касается требования для букв не превышать полуметра, то, я полагаю, уважаемым городским архитекторам и художникам известен принцип соразмерности. Полуметровые буквы на вывеске первого этажа и эти же буквы на крыше высотки — это две большие разницы». — отметил спикер. При этом Петров уверен, что «визуальную среду» города надо улучшать.
«Визуальная среда города ужасна. Но, боюсь, задекларированный подход не приведет к нужным изменениям. Не надо называть новый список требований мэрии к коммерсантам о том, как им делать вывески и размещать рекламу «дизайн-кодом», — заметил Петров.
Также Петров заметил, что, на его взгляд, Новосибирск один из городов, где больше всего наружной рекламы. «Нужно постепенно наводить порядок, но нельзя забывать, что все это бизнес, денежные потоки, которые в том числе влияют на доходную часть бюджета», — уверен Эксперт