Миллиарды долга: как энергетики стали заложниками «ценовых ножниц»
В Новосибирской области долги теплоснабжающих организаций (ТСО) за природный газ к декабрю 2025 года достигли 1,6 млрд рублей. С начала года сумма выросла на 1,02 млрд. рублей.
Эксперты говорят о «ценовых ножницах», в заложниках которых находятся энергетики, и системных проблемах рынка. Ситуация несет риски как для власти муниципалитета и региона, так и для инвестпроектов, связанных с газоснабжением. В проблеме разбирался РБК Новосибирск.
Миллиарды за газ
Миллиардные долги ТСО за газ — не новость для региона, но на текущий период они значительно превышают показатели предыдущих лет. При этом поставки газа продолжаются в полном объеме, что критически важно для бесперебойного теплоснабжение региона зимой.
«Ситуация с задолженностью ТСО за газ критическая, — говорит генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» (ГМН) Игорь Домаренко. — С правительством был утвержден график погашения задолженности проблемных предприятий, но большинство ТСО продолжает системно нарушать платежную дисциплину, — говорит Домаренко. — Пик долга традиционно приходится на начало весны, когда газ за отопительный сезон уже потреблен, а средства от потребителей и бюджетные компенсации ТСО еще не получили. Если ничего не изменится, к началу апреля 2026 года мы можем увидеть рекордную сумму задолженности в размере 2,5-2,7 млрд рублей».
График, согласованный с правительством области, предусматривает стопроцентную оплату текущих поставок газа и сокращение просроченной задолженности до 204,1 млн рублей к 1 января 2026 года.
ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» работает более 25 лет, зарегистрировано в Новосибирске. Компания входит в Группу «Газпром межрегионгаз», осуществляет поставки природного газа производственным потребителям и населению Новосибирской, Томской областей, Алтайского края и Республики Алтай. Генеральный директор — Игорь Домаренко. Выручка за 2024 год — 32,61 млрд рублей.
Финансовая поддержка оказывается. На компенсацию выпадающих доходов ТСО правительством региона при софинансировании муниципалитетов и мэрии Новосибирска выделено 747,1 млн рублей субсидий. Из них 566,9 млн рублей поступило из областного бюджета и 180,2 млн рублей — из бюджета города Новосибирска.
Кто и за что должен
Более половины (55%) всей просроченной задолженности, а это свыше 891 млн рублей, сконцентрировано у четырех теплоснабжающих организаций региона, две из них имеют статус муниципальных предприятий.
Четыре крупнейших должника — это ООО «Сибирская теплоснабжающая компания» — 207,9 млн рублей, МУП «Коммунально-бытовое учреждение» (КБУ Бердск) — 161,2 млн рублей, МУП «Энергия г. Новосибирска» — 174,2 млн рублей, ООО «Сибирская тепло-энергетическая компания» («СибТЭК») — 347,7 млн рублей.
ООО «СибТЭК» работает в Новосибирске. Выручка за прошлый год 624,9 млн рублей. Генеральный директор и бенефициар — Корней Гиберт, экс-директор «Новосибирскэнерго» и НПО «ЭЛСИБ». Компания снабжает теплом часть города Болотное, поселков Линёво и Колывань. За последний год компания выступает ответчиком в 18 исках по неплатежам за газ в размере 309 млн рублей. На запрос редакции в ООО «СибТЭК» комментария не предоставили.
ООО «Сибирская Теплоснабжающая Компания» находится в Первомайском районе. Директор Павел Шарапов, учредители — Николай Шубин и Константин Столярков. Выручка за прошлый год — 227,1 млн рублей. В феврале в отношении компании был подан иск на банкротство из-за долга за газ в размере 161 млн рублей, в июне ввели наблюдение.
МУП «Комбинат бытовых услуг» подчинено мэрии Бердска, директор - Оксана Громыко. Выручка за прошлый год — 1,5 млрд рублей. В ответе на запрос РБК Новосибирск в КБУ сообщили, что за два месяца просроченную задолженность сократили на 72 млн. рублей. В дальнейшем долг будут гасить в том числе и за счет субсидии от регионального правительства.
Еще один крупный должник — МУП «Энергия», подчиненная мэрии Новосибирска. Выручка за прошлый год составила 785,1 млн рублей, директор — Сергей Орлов. Предприятие имеет долг за газ более 219 млн рублей на начало декабря.
В ответ на запрос редакции в мэрии сообщили, что из бюджета города в 2025 году МУПу предоставлена субсидия 350 млн рублей. При этом «Энергия» получает доходы от потребителей тепла, которые должны направляться предприятием в том числе на расчеты с поставщиками ресурсов. Газовики констатируют, что получили от «Энергии» за текущий год собственными денежными средствами всего 23,9 млн рублей по исполнительным листам и 180,2 млн рублей из средств субсидии.
«У компании накоплены огромные долги, и формальные основания для инициирования процедуры банкротства у нас есть, однако это может парализовать работу предприятия. Нашей целью не является уничтожение «Энергии», — подчёркивает Домаренко. — Однако складывается впечатление, что в мэрии недостаточно жёстко контролируют финансовую дисциплину предприятия».
Другие кредиторы, включая завод «Искра» и компанию «СИАСК», уже подали заявления в арбитражный суд о признании МУПа банкротом. «Если ситуация с погашением долгов не сдвинется с мёртвой точки, мы также будем вынуждены присоединиться к этому процессу», — резюмировал гендиректор ГМН.
Сергей Бухаров, независимый аналитик рынка теплоэнергетики:
— Если в случае с МУП «Энергия» не решить проблемы с долгами, компания не сможет в полном объеме расплачиваться с поставщиками и подрядчиками. Последуют иски, судебные приказы, блокировка счетов и безакцептное списание средств со счета, банкротство. Если не будет денег на оплату персонала и запчастей, то некому и нечем будет и обслуживать, — есть риски роста аварийности на теплосетях.
Системная проблема страны
Рост долгов ТСО — это общероссийская «болезнь», упирающаяся в принципы тарифного регулирования.
Как пояснила в ответе редакции директор МУП «КБУ» Оксана Громыко, все оказываемые предприятием услуги подлежат тарифному регулированию, иных источников дохода нет, при этом деятельность предприятия при установленных тарифах является убыточной.
«В условиях высокой инфляции и значительного роста тарифов для населения, тарифы на тепловую энергию, горячую и холодную воду, водоотведение сдерживаются индексом изменения платы граждан в соответствии с постановлением Правительства РФ № 400 и являются инструментом социальной политики. Рост цен на энергоресурсы и материалы, изношенное состояние и необходимость ремонта протяженных участков инженерных систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения делают тариф убыточным, а индекс платы граждан ограничивает рост тарифов и делает невозможным учесть в тарифах фактические необходимые расходы предприятия», — отмечает Громыко.
В основе кризиса лежат две взаимосвязанные системные проблемы. Первая — это «ценовые ножницы», когда себестоимость производства тепла превышает тариф для населения. Вторая — неотлаженный и недостаточный механизм компенсации этого разрыва из бюджетов.
«Тепло — социально значимый ресурс, поэтому государство ограничивает рост тарифов для граждан и берет на себя обязательство компенсировать энергетикам выпадающие доходы, — поясняет директор ГМН Игорь Домаренко. — Однако системного, прозрачного алгоритма этого финансирования до сих пор нет. Субсидии буквально «выдавливаются» из бюджетов, и в начале года ни одна теплоснабжающая организация не может спрогнозировать, какую сумму компенсаций получит в конце. В итоге расходы, не учтённые в тарифе, всегда превышают объем субсидий, образуя устойчивую финансовую дыру».
Сам факт наличия долгов порождает для ТСО дополнительные непроизводственные расходы. Поскольку в судебных спорах с поставщиками теплоснабжающие организации, как правило, проигрывают, им приходится нести судебные издержки. По оценкам, ежегодно на оплату госпошлин и других сопутствующих расходов по всем ТСО области уходит порядка 10 млн рублей. К этим расходам добавляются проценты за просрочку платежей, пока длятся судебные процессы. Для муниципальных предприятий эти затраты особенно болезненны, поскольку бюджеты их не возмещают, и платить приходится из собственной выручки, что ещё больше подрывает финансовую устойчивость.
Риски из-за долгов
Нарастание долгов ТСО негативно отражается на работе поставщика ресурса и создает риски для всего региона. Как пояснил Игорь Домаренко, прежде всего, растет угроза срыва бесперебойных поставок газа, поскольку «Газпром межрегионгаз Новосибирск» вынужден авансировать закупки топлива, не получая своевременной оплаты от потребителей.
«Мы оказались в нерыночной ситуации, — отмечает он. — Компания фактически выполняет роль вынужденного кредитора для всей отрасли, что искажает нормальные экономические отношения. При этом все дополнительные расходы, связанные с взысканием долгов, нам некому компенсировать».
Главным последствием кризиса неплатежей становится вынужденный перенос сроков финансирования ключевых инфраструктурных проектов. «Объем годовых инвестиций по программе догазификации сегодня сопоставим с суммой просроченной задолженности перед нами, — поясняет Домаренко. — Своевременное поступление средств позволило бы не откладывать строительство объектов, запланированных в инвестпрограмме».
Поиск выхода
Сейчас губернатором Новосибирской области Андреем Травниковым и генеральным директором ООО «Газпром межрегионгаз» Сергеем Густовым утвержден график погашения просроченного долга ТСО на 2025-2027 гг, предполагающий снижение просроченной дебиторки до нулевого уровня к концу 2027 года при финансовой поддержке со стороны правительства. Планируется предоставление субсидии в счет погашения просроченного долга за газ ООО «СибТЭК», прорабатывается вопрос о выделении крупнейшему должнику региона МУП «КБУ» дополнительного финансирования на погашение долга.
«Для муниципальных теплоснабжающих организаций существует системное решение, — уверен Игорь Домаренко. — Это переход в форму муниципального казенного предприятия (МКП). При такой модели часть затрат покрывается за счет выручки, а другая — за счет прямого бюджетного финансирования. Эта схема делает финансирование прозрачным и предсказуемым для всех участников процесса. Мы уже поднимали вопрос о реорганизации МУПов перед правительством региона, и определенные перспективы намечены. Договорились рассмотреть вопрос и проанализировать начало пилотного проекта в одном из районов. Если местные власти подтвердят, что такой формат действительно упрощает работу и повышает управляемость, мы вернемся к этому вопросу на системном уровне».
