В Новосибирске выросло число жалоб на рассылки спама: кто в лидерах

За последние три года в Управление Федеральной Антимонопольной службы по Новосибирской области поступило 634 жалобы, рассказали по запросу РБК Новосибирск в ведомстве. При этом в прошлом году, по сравнению с показателями 2023 года, число жалоб выросло на 37%.
В 70% случаев факты, изложенные в обращениях граждан, подтверждаются. Чаще всего жалуются на рекламу финансовых услуг — кредитов, займов, списания долгов, а также продажи новостроек и услуг вокальных студий.
По 93 эпизодам антимонопольщики возбудили дела, почти в половине случаев (40 дел) виновные в рассылке отделались административной ответственностью, в 16 случаях вынесли предупреждение, а в 24 — наложили штраф.
В УФАС пояснили, что новосибирцы предоставляют телеком-операторам согласие на совершение в свой адрес рекламных звонков или рассылки смс разными способами: оно может быть «вшито» в договор оказания услуг связи; предоставляться путем проставления галочки или подписания самого согласия как отдельного документа.
Ранее представители антимонопольного органа рассказывали, что часто такое согласие является обязательным условием в договоре предоставления услуг или участия в маркетинговой акции, а
потребитель вынужден соглашаться на получение рекламы и не может выразить отказ, что является незаконным.
Оформить отказ от получения рекламной информации можно несколькими способами — обратиться в поддержку телеком-оператора или в офис с просьбой отозвать согласие на получение рекламных сообщений, при этом отключится только та реклама, которая проверяется оператором. Также пользователь может пожаловаться на рассылки на сайте Федеральной антимонопольной службы
Чиновники несколько лет планируют ужесточение законодательства по рекламным рассылкам. В 2023 году вице-спикер Госдумы от ЛДПР Борис Чернышов внес в Госдуму законопроект о штрафах до миллиона рублей за рекламные звонки. Судя по данным сайта правительства, законопроект был заблокирован еще до первого чтения.
Год назад Глава Минцифры заявил, что ведомство разрабатывает законопроект против рекламных звонков. «Мы планируем законопроект, запрещающий рекламные обзвоны, особенно если они проводятся роботами», — сообщил Максут Шадаев.
В феврале этого года о проблеме говорил глава правительства Михаил Мишустин. Он сообщил, что подготовлен комплексный пакет мер на предотвращение угроз в ИТ-сфере, в частности, вводится обязательная маркировка звонков, чтобы было видно, от кого они поступают — от организации или с международного, виртуального номера. Информация станет отображаться на экране телефона.
«Появится и возможность отказаться от рекламных обзвонов и сообщений, чтобы оградить наших граждан от нежелательных звонков и массовых рассылок, которые делаются без предварительного согласия человека», — добавил он.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте