Интервью: новосибирскому туризму важно решить проблему «сезонных качелей»
— Новосибирская область вошла в экосистему туристического бренда Discover Russia в июне 2025 года. Что это даст Новосибирску?
— Потребности туристов сейчас отличаются от тех, кто ехал в регион до пандемии и ограничений для европейских туристов. Требуется перенастройка подходов к размещению, питанию, посещению туристических объектов.
Вхождение в экосистему Discover Russia откроет региону новые возможности комплексной поддержки развития въездного туризма, позволит выстроить системную работу по привлечению иностранных гостей. Мы помогаем обучать профильных специалистов и чиновников, вместе с регионами разрабатываем современную айдентику: создаем логотипы, слоганы, визуальные решения для сайтов, соцсетей и сувенирной продукции, чтобы сформировать узнаваемый и привлекательный облик территории на международном рынке, помогаем регионам определиться с целевыми странами для привлечения интуристов и налаживать связи с иностранными туроператорами через комаркетинговые программы, B2B-встречи и инфотуры, предоставляем доступ к экспертной аналитике и рекомендациям по продвижению региона за рубежом.
Центр стратегических разработок (ЦСР) — один из старейших экспертно-аналитических центров, разработчик стратегий долгосрочного развития российской экономики. ЦСР ведет экспертно-аналитическую работу, направленную на развитие туристической отрасли и занимается разработкой национального туристического бренда Discover Russia по решению правообладателя — Минэкономразвития. Бренд создан в рамках реализации национального проекта «Туризм и гостеприимство».
Discover Russia — национальный туристический бренд и маркетинговая экосистема, созданная для продвижения России как уникального туристического направления на международной арене. По итогам 2024 года этот показатель составил около 5,2 миллиона. На 2025 год ЦСР прогнозирует рост турпотока до как минимум 5,8 миллиона путешественников.
— В этом году Новосибирская область вошла в десятку лидеров в России по турпотоку. Какие особенности новосибирского туризма вам заметны?
— В Новосибирске традиционно много транзитных потоков — туристы посещают сибирскую столицу, комбинируя отдых с другими регионами России. Поэтому фактически реальное количество туристов, останавливающихся с ночевкой в регионе в 2024 году — около 2 млн. Такая цифра получается, если к официальным статистическим данным прибавить самостоятельных туристических групп учет, которых ведет МЧС, останавливающихся в ИСР, автотуристов, путешествующих железнодорожными туристическими поездами. Большинство туристов, посещающих регион — это молодые и активные люди до 42-44 лет.
— Если говорить о достижениях и планах, насколько они реальны?
— Согласно итоговым данным Росстата за 2024 год, Новосибирская область с показателем почти 1,54 млн туристов занимает лидирующее место по туристическому потоку в Сибирском федеральном округе (около 7,9 млн туристов) и 12 место среди российских регионов.
По числу интуристов Новосибирская область уступает первое место в Сибири Иркутской области, этот регион будет наращивать свою активность с учетом реализации проекта «Пять морей и озеро Байкал». В целом по турпотоку ближайшие конкуренты региона в Сибири — Иркутская область и Красноярский край — отстают незначительно с показателями 1,29 и 1,27 млн соответственно.
Сегодня Новосибирская область занимает 10 место среди российских регионов по посещаемости. По оперативным данным за пять месяцев этого года в регион совершено 590,3 тыс. поездок. К январю-маю прошлого числа турпоездок увеличилось почти в полтора раза (+49,3%), что значительно превышает среднероссийские темпы. За зимний сезон (декабрь—февраль) регион посетило 334,2 тыс. туристов, прирост за год составил 54,4%.
Показатели последних лет неплохие, позволяют сделать прогноз на текущий год в виде роста турпотока более чем на 20%.
— Какие пути наращивания потоков интуристов в Новосибирскую область вы видите?
— В январе-мае регион посетили 22,3 тыс. иностранцев. Число поездок иностранных туристов по отношению к аналогичному периоду прошлого года выросло более, чем вдвое. На интуристов приходится 3,8% от общего числа поездок в регион.
Сегодня Новосибирск связан прямым авиасообщением с рядом городов Китая, ОАЭ, Турции и государств СНГ, именно эти страны должны стать для региона целевыми туристическими рынками.
Важно формировать готовые турпродукты, адаптированные под запросы иностранцев, чтобы навигация в городе на иностранных языках была развита.
Сейчас популярны цифровые продукты, они особенно важны для китайских туристов. Например, это организация виртуальных туров, а также приглашение наиболее известных трэвел-блогеров в ознакомительные туры по области.
Новосибирская область ассоциируется с деловым и научным туризмом, но не воспринимается как регион для массового отдыха. Полагаю, есть все предпосылки для развития в регионе и других нишевых видов путешествий, в том числе промышленного, гастрономического, экологического туризма. Такие активности могли бы пользоваться большим спросом среди иностранцев — это подтверждают и опрошенные нами профессионалы туриндустрии КНР.
Сейчас Новосибирск не может похвастаться высокой узнаваемостью в странах дальнего зарубежья, большинство иностранных туристов это преимущественно граждане СНГ.
У интуристов из дальнего зарубежья пока есть предубеждения о туризме в Сибири: холод, языковой барьер, низкий уровень сервиса. Регион имеет немалый потенциал для продвижения на зарубежных рынках, в том числе при помощи ознакомительных туров, развенчивающих ложные стереотипы.
— А если говорить о привлечении россиян, наращивании внутреннего турпотока?
— Примерно такая же тактика — вести работу по всем целевым группам туристов.
Туристическая привлекательность региона сильно колеблется в зависимости от сезона. Сократить амплитуду сезонных качелей можно за счет более точечной работы с целевой аудиторией, прежде всего, с жителями соседних регионов Сибири. За что сегодня действительно можно похвалить регион — это за развитие событийного туризма. Но зимой обратная картина, и событийного туризма в этот период не хватает.
Также важно усиливать присутствие деловых мероприятий зимой, заранее обозначая периоды низкого спроса более привлекательными ценами и на выставочные площади, и на размещение. Аналогичный подход можно применить и в экскурсионном туризме.
Научный туризм — это уникальное преимущество региона и серьезный стимул для развития.
Не зря первым национальным научным туристическим маршрутом стало «Путешествие в науку. Сибирский наукополис», в котором заявлены: прогулка по самой «умной» улице в мире, знакомство с эволюцией Земли, работой ядерного коллайдера и одомашненными лисами, и даже опытами по извлечению ДНК из растений.
— А если говорить про рекреационный, природный туризм?
— Хорошая перспектива у идеи развивать в Новосибирской области турмаршруты на особо охраняемые природные территории Караканского бора, на Обское море.
Если в регионе решится вопрос с развитием причальной инфраструктуры и появятся новые корабли, это станет толчком для увеличения турпотока и развития маршрутов круизного туризма по рекам Сибирского федерального округа.
— Сибиряки традиционно часто путешествуют на автомобилях. Как вы оцениваете состояние инфраструктуры для таких путешествий?
— В регионе есть два автомаршрута «Сибирский тракт» и «Там, где начинается Чуйский тракт», но, чтобы по ним массово поехали люди, важна инфраструктура и дороги, надо предусмотреть абсолютно все: обустройство точек притяжения, фотозон, недорогих гостиниц по пути следования, туристических троп, которые отходят радиусами от этих гостиниц, точек общепита.
Это поможет развить автомобильный туризм, сформировать межрегиональные туристические маршруты. Пока уровень развития придорожного сервиса остается низким.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте