Какие здания и проекты в Новосибирске требуют срочной помощи от властей?
Есть мнение, что проект реновации гостиницы сдвинулся с места из-за пристального внимания муниципалитета к проблеме. РБК Новосибирск обратился к экспертам с вопросом, какие еще проекты и здания в Новосибирске требуют к себе повышенного внимания и почему?
Дмитрий Прибаловец, депутат Совета депутатов города Новосибирска:
— На Богдашке на территории 25-й Медсанчасти стоит недостроенный 9-ти этажный хирургический корпус.
Начали его строить еще при Союзе, но не успели. А хирургия при этом ютится в двух стареньких корпусах 1953 года постройки. В 84-м году начали строить, уже тогда понимая, что старые корпуса не годятся. Даже на крыше вертолетную площадку запланировали. Стратегический планировался объект. Хотелось бы его достроить. Тем более что хирурги 25-й востребованы во всем городе.
Татьяна Иваненко, директор Сибирского Центра Содействия Архитектуре:
— Мой личный список зданий, которыми нужно заняться, возглавляет высотная гостиница на площади Гарина-Михайловского. В 80-е она была визитной карточкой города, но в процессе эксплуатации стала напоминать гостиницу «Турист», разве что в ней есть окна. На фасаде видно, что здание переделывали изнутри, уменьшили размер оконных проемов, но снаружи следы этих переделок даже не пытались как-то прикрыть. Двухэтажный стилобат приведен в порядок, а пристройка, в которой раньше располагался ресторан, застряла в 90-х и выглядит, как павильон на вещевом рынке. На прилегающей территории парковка, забитая машинами, которые стоят на бетонной плитке, положенной еще в годы строительства. Мощение очень изношено, ходить по нему небезопасно.
Юрий Лобанов, пресс-секретарь музея Новосибирска:
— Городу просто необходима программа реконструкции фасадов так называемых «бизнес-центров класса D» — различных советских проектных институтов 70-80-х годов и других «бетонных коробок» в похожей стилистике, включая гостиницу «Новосибирск», которая своим видом сразу однозначно дает понять гостям города, куда они попали. Именно они сейчас наносят наиболее сильный удар по облику нашего города.
У нас есть перед глазами хороший пример — реконструкция фасада Дома быта. Современные технологии позволяют преобразить подобные фасады, сохранив их самобытность, и при этом за относительно небольшие для бизнеса деньги.
Теперь нужно понять, что может сделать муниципалитет и областные власти, чтобы замотивировать владельцев этих зданий вложиться в реконструкцию.
Игорь Поповский, доцент кафедры архитектуры НГУАДИ:
— Однозначно, в первую очередь здание автовокзала. И рядом с железнодорожным путепроводом одна из самых заброшенных строек. «Берлин» на Красном проспекте. Химзавод на Фабричной. Необходимо решить с каркасом здания рядом с МЖК «Энергетик» за Риверпарком. Он судом определен под снос, но никто этого сейчас не сделает. Элеватор на Большевистской наверняка скоро будет попадать под реконструкцию. Это только то, что на первый взгляд. Если перечислять дальше, то в списке будет, например, водонапорная башня на Декабристов.
Евгений Бурденюк, генеральный директор ГК «Отелит Недвижимость»:
— Мне кажется, Новосибирску не хватает небоскребов. Небоскребы добавляют урбанизма, город созрел для такого рода объектов. На мой взгляд, хорошее место для небоскреба в центре, может быть, на территории завода, который в квартале Октябрьской магистрали и улиц Серебренниковская и Горького. Или на месте кинотеатра Маяковского: там есть ряд зданий, которые можно было бы снести и построить небоскреб этажей в 60-80. Он бы органично вписался.
Михаил Ансимов, директор компании «Сибакадемстрой» (Брусника в Новосибирске):
— Центральная часть города должна быть пешеходной и многоэтажной. Для этого нужно вовлекать в застройку промышленные зоны в центральной части города, реновировать территории, застроенные частным сектором. Таким образом, в городе будут появляться здания с новыми функциями и новой архитектурой, мы получим привлекательные районы, в том числе и экономически. Туда будут тянуться представители креативного сообщества, молодые люди с интересными идеями. Город станет дружелюбным и перспективным. Возможно, тогда и жители увидят новые возможности своего развития в родном городе.
Максим Марков, полномочный представитель Российской гильдии управляющих и девелоперов по Новосибирску и Новосибирской области:
— В первую очередь, это все воинские части, которые находятся в центре. Далее, это объекты частного строительства, которые примыкают к ведущим магистралям, например, застройка на кольце Ипподромской и Фрунзе. Список их будет огромен.
Есть морально устаревшие здания, к примеру, стадион «Спартак». Он и технологически устаревший, занимает довольно приличный земельный участок в центре города. В Новосибирске продолжают строить здания, которые сдаются уже морально устаревшими в точки зрения архитектуры. Например, это строящийся волейбольный центр. Под него отдали знаковое место — а по факту это взять и за деньги изуродовать город с благословения руководства города и региона.
Андрей Радаев, директор студии дизайна и архитектуры «ArtVision»:
— Я бы сказал про территорию военного городка, которая в скором будущем будет передаваться на баланс либо администрации области, либо города. Там находится немало зданий постройки начала прошлого века, в том числе прекрасно сохранившихся. На месте городка ничего нельзя строить, не нужны там городу миллионы квадратных метров жилья. Я считаю, что эта огромная территория, которая может быть подарена городу, она должна быть превращена в огромный рекреационный кластер.
Это должны быть парки, спортивные зоны, зоны для семейного отдыха, для вечерних мероприятий. То, что мы видим в других городах, когда историческую застройку превращают в место отдыха. Например, это Новая Голландия в Санкт-Петербурге. У нас же пока нет сформированного места отдыха, нет туристического кластера, который бы притягивал гостей города. Нужно подключать профессиональные сообщества для того, чтобы преобразовать данную территорию. Второй объект — это сквер за Оперным театром, перспективы которого до сих пор не ясны.