Лента новостей
Все новости Новосибирск
СМИ узнали об автоматической регистрации рождения и смерти в России 20 янв, 23:58, Общество Трамп обсудил с Эрдоганом гибель американских военных при взрыве в Сирии 20 янв, 23:58, Политика В Афинах на митинге против сделки с Македонией пострадали 25 полицейских 20 янв, 23:31, Политика Чему можно научить свой умный дом 20 янв, 23:05, РБК и «Ингосстрах» Трамп обсуждал с Коэном строительство Trump Tower в Москве в 2016 году 20 янв, 23:02, Политика СМИ назвали условие Японии для заключения мирного договора с Россией 20 янв, 22:53, Политика Bloomberg назвал возможное место встречи Трампа и Ким Чен Ына 20 янв, 22:11, Политика Министр экономики ФРГ призвал не вмешиваться в проект «Северный поток-2» 20 янв, 21:47, Политика Дивизион Чернышева одержал победу в финале Матча звезд КХЛ 20 янв, 21:41, Спорт Сенатор объяснил свою идею штрафовать за неверное обозначение Крыма 20 янв, 21:39, Политика В Магнитогорске демонтировали стену пострадавшего от взрыва дома 20 янв, 20:52, Общество 5 советов, которые сделают вас сильнее и помогут противостоять стрессу 20 янв, 20:47, РБК и Philips Глава Минстроя назвал крайностью идею полного отказа от газовых плит 20 янв, 20:43, Общество Какие фальсифицированные продукты чаще всего продают в Новосибирске 20 янв, 20:39  Умер продюсер фильмов «Рэмбо» и «Терминатор» 20 янв, 20:26, Общество Трамп пошутил об отсутствии глобального потепления 20 янв, 19:59, Общество Немецкая биатлонистка впервые в карьере выиграла на этапе Кубка мира 20 янв, 19:57, Спорт Оппозиционера Вилкула выдвинули кандидатом в президенты Украины 20 янв, 19:28, Политика Израильский премьер объяснил налеты на Дамаск борьбой с Ираном 20 янв, 19:08, Политика МЧС ответило на жалобы жителей Петербурга на неприятный запах 20 янв, 18:58, Общество За что платят пассажиры бизнес-класса и владельцы частных самолетов 20 янв, 18:45, РБК и Volvo Cars Супруг Елизаветы II получил предупреждение за вождение без ремня 20 янв, 18:35, Общество Кремль заявил об осложнении Японией переговоров по Курилам 20 янв, 18:27, Политика В Одинцово машина упала с третьего этажа многоярусной парковки в ТЦ 20 янв, 18:09, Общество Посол назвал плохой практикой споры России и Белоруссии в конце года 20 янв, 17:44, Политика В Чечне остались без света более 120 тыс. человек 20 янв, 17:42, Общество Полиция Греции применила газ на митинге против соглашения с Македонией 20 янв, 17:26, Политика Узнайте о способностях искусственного интеллекта с Артемом Голдманом 20 янв, 17:18, РБК и Lexus
Охотники за вишенками: что за год произошло с ритейлерами в Новосибирске
Новосибирск, 16 дек 2016, 12:04
0
Охотники за вишенками: что за год произошло с ритейлерами в Новосибирске
Покупатели в Новосибирске за год не стали богаче. Что изменилось в работе ритейлеров, чем завлекают покупателей и какие ниши для развития видят эксперты, — в материале РБК Новосибирск
В ноябре по данным «​Ромира», средний чек в магазинах Сибири составил 442 рубля. В декабре размер чека подрастет из-за предновогоднего всплеска покупательского спроса. (Фото: pixabay.com)

Основная причина отсутствия позитивных тенденций динамики оборота розницы —усиливающийся дефицит платежеспособного спроса, уверены аналитики Nielsen. Согласно опросу потребителей, проводимому компанией Nielsen в сентябре 2016 года, 45% опрошенных ответили, что их доход сократился за последние три месяца, а 39% сократили покупки товаров повседневного спроса.

При этом 58% всех опрошенных стали платить значительно больше за меньшее количество покупок. По данным Nielsen, особенно ярко эта тенденция выражена на рынке Сибири, где с апреля 2016 года ежемесячное падение объемов продаж по отношению к предыдущему году составило более 4%. Уровень инфляции продовольственных товаров за август-сентябрь 2016 года составил 7,6%. Немного позитивнее тенденции непродовольственного рынка Сибири, где после более чем полугодовой отрицательной динамики продажи в натуральном обороте после февраля 2016 года стали демонстрировать к концу лета 2016 года рост в 1,8%.

По словам замедиректора «Обуви России» Натальи Паули, в этом году компания наблюдала положительную динамику: «Рост продаж в наших розничных сетях по итогам 9 месяцев 2016 года составил 10%. Это объясняется в том числе и эффектом отложенного спроса, когда покупатели, которые экономили на покупке обуви в течение 1,5-2 лет, вновь вернулись в магазины», — комментирует Паули.

За год, по данным исследовательского холдинга «​Ромир», рост расходов семьи из трех человек на товары повседневного спроса в среднем по России составил 12%, поднявшись до 23 270 рублей. По сравнению с прошлым годом сократилась доля семей, покупавших товары в высокой (−3%) и среднеценовой (−7%) категориях. 

Руководитель отдела по работе с розничными сетями Nielsen Ольга Севостьянчикова:

«В Сибири потребители сокращают потребление алкогольных коктейлей и замороженных продуктов, требующих приготовления, замороженных фруктов и овощей. Драйверами роста стали корма для животных, кофе молотый и в зернах и молочные десерты. Еще одна стратегия экономии — это уменьшение количества посещений ресторанов, кофеен, фаст-фудов, баров, клубов, кино и театров».

Форматы магазинов

Мелкому ритейлу становится все сложнее конкурировать с крупными игроками. Большим сетям приходится быть более изобретательными в способах привлечения и удержания покупателя. Однако некоторые кризисные тренды как раз играют ритейлерам на руку.

Паули отмечает, что на обувном рынке продолжает сокращаться доля неорганизованной розницы: «В текущий кризис с рынка ушли многие мелкие локальные сети и индивидуальные предприниматели, которым принадлежали разрозненные магазины, — делится наблюдениями Паули. — Усиливается консолидация рынка: увеличивается доля крупных сетевых игроков, более устойчивых в кризис и имеющих резервы для развития. Покупатели предпочитают брендовые магазины с уникальными коллекциями, единой концепцией и стандартами обслуживания по всей сети».

Представитель Nielsen Ольга Севостьянчикова уверена, что наиболее быстрорастущим сегментом являются супермаркеты, гипермаркеты и минимаркеты: «На рынке Сибири канал современной торговли занимает более 65% всех стоимостных продаж региона и продолжает наращивать долю из года в год. Внутри канала быстрее растут дискаунтеры, что связано с попыткой покупателя избегать большого среднего чека и стремиться в долгосрочном периоде совершать больше покупок в магазинах с наиболее низкими ценами».

По данным Nielsen, традиционные магазины и открытые рынки демонстрируют в Новосибирской области отрицательную динамику в количестве точек из года в год. «Несетевым магазинам все сложнее бороться за потребителя, — рассказывает Ольга Севостьянчикова. — Поддержать их в этом может удачная локация, тщательно подобранный ассортимент, создание в магазинах приятной для покупателя атмосферы и отличающаяся от конкурентов концепция, которая способна помочь торговой точке надежно обосноваться на определенной нише и сформировать поток покупателей даже без больших скидок и громкой рекламы».

Заместитель директора по связям с общественностью компании «Обувь России» Наталья Паули:

«Экономное поведение сохраняется. Люди стремятся приобретать универсальную классическую обувь ходовых цветов, которая подойдет под любую одежду. Мы еще в начале 2015 года адаптировали коллекции: сократили количество более дорогой модельной обуви и увеличили долю классической. Большей популярностью пользуется обувь из качественных синтетических материалов. Скажем, с зимы прошлого года мы ввели в ассортимент сапоги-дутики, которые производим и на нашей фабрике в Бердске. В сезоне осень-зима 2015-2016 их продажи в два раза превысили плановые, и в коллекции этого года мы расширили линейку такой обуви».

Стратегии поведения

Наиболее популярными стратегиями экономии остается поиск магазинов с более низкими ценами и приобретение товаров по промопредложениям. По исследованиям Nielsen, прямая скидка является наиболее предпочитаемым видом промо.

Аналитики «​Ромира» отмечают, что в поисках дешевых товаров люди увеличили частоту похода в магазины (до трех раз в неделю). Также выросло и количество торговых точек, посещаемых в поиске лучших предложений. В последние два год увеличилось количество потребителей в группе «охотников за вишенкой» — Cherry Pickers. Для этих людей характерен особый стиль покупок, минимум наполовину состоящий из лучших промопредложений.

Источник: Romir, 2015

Стратегии экономии россиян

Еще один интересный тренд — две трети семей, которые покупали и продолжают покупать дешевые товары, больше чем на треть увеличили за год свои расходы на них. То есть приобретаются более дешевые товары, но в большем количестве.

Третьей стратегией является покупка только самого необходимого. Nielsen отмечает, что более 80% потребителей стараются планировать свои покупки. По исследованиям «​Ромир», в 2015 году 40% всех покупателей составляют категории «планирующих» покупателей. Сюда входят «рационалисты» (26%), которые составляют списки, чтобы не купить лишнего и покупают только необходимое количество продуктов и «запасливые» (14%). Для последних характерны редкие походы за продуктами и закупки большого количества продуктов впрок.

Директор по маркетингу сети супермаркетов «Холидей» Артем Нонка замечает, что есть группа клиентов, которые используют все эти стратегии экономии сразу: «У них есть список покупок, они закупают на будущее «пока не подорожало». Плюс у них в корзине доля акционных товаров и низкоценовых брендов выше среднего. В итоге я бы добавил в перечень типов потребительского поведения еще две группы: «ничего не изменилось» и «тотальная экономия». В последнюю категорию входят в основном женщины, которые используют все возможности для экономии».

Директор по маркетингу сети супермаркетов «Холидей» Артем Нонка:

«Для приверженцев каждой стратегии мы разрабатываем новые сервисы (например, «умный» список покупок), изменяем расстановку торгового оборудования и навигацию внутри торгового зала, чтобы было проще находить аукционные предложения. С другой стороны, мы преобразуем формат супермаркета – например, открыли в ноябре первый в регионе магазин формата «Специалист» на Державина, 1 в Новосибирске. В целом, зоны роста сейчас достаточно очевидны, и понятно, где можно вырасти в среднесрочной перспективе. Наш покупатель выберет качество».

Обратная связь

Сами потребители не всегда отмечают, что они вообще как-либо изменили свой стиль ежедневного шоппинга. По словам Артема Нонка, больше трети покупателей «Холидей Классик» не заметили значимых изменений своего покупательского поведения в связи с кризисом: «Согласно нашим исследованиям, самая низкая доля считающих, что ничего не изменилось, — в Новосибирске, самая высокая – в Кемерово и Барнауле». Потребители стали больше акцентировать внимание на наличие в магазине скидок и промопредложений, обещанных в рекламе или в каталогах.

«​Ромир» в конце года провел опрос по имеющимся у покупателей претензиям к ритейлу. Так, в продуктовых магазинах покупателями наибольшее количество претензий было предъявлено респондентами низкому качеству товара (30%), большим очередям (29%), непонятной системе скидок или отсутствию скидок вообще (22%). В магазинах одежды и обуви потребителей раздражает недостоверная реклама товаров и услуг (19%), неудобная система оплаты, отсутствие сдачи, неудобно расположенные магазины.

Источник: Romir, 2016

Магазин исследований: аналитика по теме "FMCG"