Лента новостей
Все новости Новосибирск
Трансфер футболиста испанского клуба в «Краснодар» сорвался 13:01, Спорт Гройсман попросит Порошенко присвоить Усику звание Героя Украины 12:41, Общество Как создать социальный бизнес с постоянным платежеспособным спросом 12:29, РБК и Сбербанк Пользователи пожаловались на сбой в работе Telegram 12:25, Технологии и медиа Организаторы Олимпиады-2020 в Токио утвердили имя талисмана 12:07, Спорт СМИ сообщили об увеличении стоимости для Японии комплексов ПРО США 12:04, Политика Неизвестные беспилотники дважды атаковали российскую авиабазу Хмеймим 11:51, Политика Акционеры завода «НЭВЗ-Союз» не стали получать свои дивиденды 11:45  Умер участвовавший в операции по задержанию Чикатило офицер милиции 11:33, Общество В Волгоградской области в результате ДТП погибли пять человек 11:14, Общество Главный тренер «Зенита» рассказал о «сложностях» в связи с ЧМ-2018 11:10, Спорт В Федерации бокса назвали слова Порошенко о победе Усика «идиотизмом» 10:59, Общество В Толмачево построят фабрику бортового питания 10:54  СК возбудил дело после гибели пяти человек при ДТП в Свердловской области 10:41, Общество Сколько стоит провести футбольный матч: все об экономике футбола 10:30, РБК и Sony Bravia Премьер Бельгии призвал ЕС не навязывать свои ценности Турции и России 10:27, Общество Реальные зарплаты в Белоруссии превысили российские 10:20, Экономика В Амурской области из-за паводка упал строительный кран 10:03, Общество Falcon 9 успешно вывела канадский спутник на орбиту 09:51, Технологии и медиа На город Шанхай обрушился тайфун «Ампил» 09:34, Общество Израиль эвакуировал из Сирии членов «Белых касок» 09:05, Политика Надежность или доходность: выбираем что-то одно или есть золотая середина 08:58, РБК и Сбербанк СМИ узнали о согласии властей Аргентины на строительство военных баз США 08:53, Политика В Японии назвали имена талисманов Олимпиады и Паралимпиады 2020 года 08:42, Общество Забаррикадировавшийся в супермаркете США мужчина убил женщину 07:55, Общество Боксер Гассиев пообещал стать сильнее после поражения от украинца Усика 07:08, Общество Лондон пригрозил оставить ЕС без выплаты «отступных» по Brexit 07:01, Политика Убившему пять журналистов в США предъявили обвинения по 23 пунктам 06:34, Общество
Охотники за вишенками: что за год произошло с ритейлерами в Новосибирске
Новосибирск, 16 дек 2016, 12:04
0
Охотники за вишенками: что за год произошло с ритейлерами в Новосибирске
Покупатели в Новосибирске за год не стали богаче. Что изменилось в работе ритейлеров, чем завлекают покупателей и какие ниши для развития видят эксперты, — в материале РБК Новосибирск
В ноябре по данным «​Ромира», средний чек в магазинах Сибири составил 442 рубля. В декабре размер чека подрастет из-за предновогоднего всплеска покупательского спроса. (Фото: pixabay.com)

Основная причина отсутствия позитивных тенденций динамики оборота розницы —усиливающийся дефицит платежеспособного спроса, уверены аналитики Nielsen. Согласно опросу потребителей, проводимому компанией Nielsen в сентябре 2016 года, 45% опрошенных ответили, что их доход сократился за последние три месяца, а 39% сократили покупки товаров повседневного спроса.

При этом 58% всех опрошенных стали платить значительно больше за меньшее количество покупок. По данным Nielsen, особенно ярко эта тенденция выражена на рынке Сибири, где с апреля 2016 года ежемесячное падение объемов продаж по отношению к предыдущему году составило более 4%. Уровень инфляции продовольственных товаров за август-сентябрь 2016 года составил 7,6%. Немного позитивнее тенденции непродовольственного рынка Сибири, где после более чем полугодовой отрицательной динамики продажи в натуральном обороте после февраля 2016 года стали демонстрировать к концу лета 2016 года рост в 1,8%.

По словам замедиректора «Обуви России» Натальи Паули, в этом году компания наблюдала положительную динамику: «Рост продаж в наших розничных сетях по итогам 9 месяцев 2016 года составил 10%. Это объясняется в том числе и эффектом отложенного спроса, когда покупатели, которые экономили на покупке обуви в течение 1,5-2 лет, вновь вернулись в магазины», — комментирует Паули.

За год, по данным исследовательского холдинга «​Ромир», рост расходов семьи из трех человек на товары повседневного спроса в среднем по России составил 12%, поднявшись до 23 270 рублей. По сравнению с прошлым годом сократилась доля семей, покупавших товары в высокой (−3%) и среднеценовой (−7%) категориях. 

Руководитель отдела по работе с розничными сетями Nielsen Ольга Севостьянчикова:

«В Сибири потребители сокращают потребление алкогольных коктейлей и замороженных продуктов, требующих приготовления, замороженных фруктов и овощей. Драйверами роста стали корма для животных, кофе молотый и в зернах и молочные десерты. Еще одна стратегия экономии — это уменьшение количества посещений ресторанов, кофеен, фаст-фудов, баров, клубов, кино и театров».

Форматы магазинов

Мелкому ритейлу становится все сложнее конкурировать с крупными игроками. Большим сетям приходится быть более изобретательными в способах привлечения и удержания покупателя. Однако некоторые кризисные тренды как раз играют ритейлерам на руку.

Паули отмечает, что на обувном рынке продолжает сокращаться доля неорганизованной розницы: «В текущий кризис с рынка ушли многие мелкие локальные сети и индивидуальные предприниматели, которым принадлежали разрозненные магазины, — делится наблюдениями Паули. — Усиливается консолидация рынка: увеличивается доля крупных сетевых игроков, более устойчивых в кризис и имеющих резервы для развития. Покупатели предпочитают брендовые магазины с уникальными коллекциями, единой концепцией и стандартами обслуживания по всей сети».

Представитель Nielsen Ольга Севостьянчикова уверена, что наиболее быстрорастущим сегментом являются супермаркеты, гипермаркеты и минимаркеты: «На рынке Сибири канал современной торговли занимает более 65% всех стоимостных продаж региона и продолжает наращивать долю из года в год. Внутри канала быстрее растут дискаунтеры, что связано с попыткой покупателя избегать большого среднего чека и стремиться в долгосрочном периоде совершать больше покупок в магазинах с наиболее низкими ценами».

По данным Nielsen, традиционные магазины и открытые рынки демонстрируют в Новосибирской области отрицательную динамику в количестве точек из года в год. «Несетевым магазинам все сложнее бороться за потребителя, — рассказывает Ольга Севостьянчикова. — Поддержать их в этом может удачная локация, тщательно подобранный ассортимент, создание в магазинах приятной для покупателя атмосферы и отличающаяся от конкурентов концепция, которая способна помочь торговой точке надежно обосноваться на определенной нише и сформировать поток покупателей даже без больших скидок и громкой рекламы».

Заместитель директора по связям с общественностью компании «Обувь России» Наталья Паули:

«Экономное поведение сохраняется. Люди стремятся приобретать универсальную классическую обувь ходовых цветов, которая подойдет под любую одежду. Мы еще в начале 2015 года адаптировали коллекции: сократили количество более дорогой модельной обуви и увеличили долю классической. Большей популярностью пользуется обувь из качественных синтетических материалов. Скажем, с зимы прошлого года мы ввели в ассортимент сапоги-дутики, которые производим и на нашей фабрике в Бердске. В сезоне осень-зима 2015-2016 их продажи в два раза превысили плановые, и в коллекции этого года мы расширили линейку такой обуви».

Стратегии поведения

Наиболее популярными стратегиями экономии остается поиск магазинов с более низкими ценами и приобретение товаров по промопредложениям. По исследованиям Nielsen, прямая скидка является наиболее предпочитаемым видом промо.

Аналитики «​Ромира» отмечают, что в поисках дешевых товаров люди увеличили частоту похода в магазины (до трех раз в неделю). Также выросло и количество торговых точек, посещаемых в поиске лучших предложений. В последние два год увеличилось количество потребителей в группе «охотников за вишенкой» — Cherry Pickers. Для этих людей характерен особый стиль покупок, минимум наполовину состоящий из лучших промопредложений.

Источник: Romir, 2015

Стратегии экономии россиян

Еще один интересный тренд — две трети семей, которые покупали и продолжают покупать дешевые товары, больше чем на треть увеличили за год свои расходы на них. То есть приобретаются более дешевые товары, но в большем количестве.

Третьей стратегией является покупка только самого необходимого. Nielsen отмечает, что более 80% потребителей стараются планировать свои покупки. По исследованиям «​Ромир», в 2015 году 40% всех покупателей составляют категории «планирующих» покупателей. Сюда входят «рационалисты» (26%), которые составляют списки, чтобы не купить лишнего и покупают только необходимое количество продуктов и «запасливые» (14%). Для последних характерны редкие походы за продуктами и закупки большого количества продуктов впрок.

Директор по маркетингу сети супермаркетов «Холидей» Артем Нонка замечает, что есть группа клиентов, которые используют все эти стратегии экономии сразу: «У них есть список покупок, они закупают на будущее «пока не подорожало». Плюс у них в корзине доля акционных товаров и низкоценовых брендов выше среднего. В итоге я бы добавил в перечень типов потребительского поведения еще две группы: «ничего не изменилось» и «тотальная экономия». В последнюю категорию входят в основном женщины, которые используют все возможности для экономии».

Директор по маркетингу сети супермаркетов «Холидей» Артем Нонка:

«Для приверженцев каждой стратегии мы разрабатываем новые сервисы (например, «умный» список покупок), изменяем расстановку торгового оборудования и навигацию внутри торгового зала, чтобы было проще находить аукционные предложения. С другой стороны, мы преобразуем формат супермаркета – например, открыли в ноябре первый в регионе магазин формата «Специалист» на Державина, 1 в Новосибирске. В целом, зоны роста сейчас достаточно очевидны, и понятно, где можно вырасти в среднесрочной перспективе. Наш покупатель выберет качество».

Обратная связь

Сами потребители не всегда отмечают, что они вообще как-либо изменили свой стиль ежедневного шоппинга. По словам Артема Нонка, больше трети покупателей «Холидей Классик» не заметили значимых изменений своего покупательского поведения в связи с кризисом: «Согласно нашим исследованиям, самая низкая доля считающих, что ничего не изменилось, — в Новосибирске, самая высокая – в Кемерово и Барнауле». Потребители стали больше акцентировать внимание на наличие в магазине скидок и промопредложений, обещанных в рекламе или в каталогах.

«​Ромир» в конце года провел опрос по имеющимся у покупателей претензиям к ритейлу. Так, в продуктовых магазинах покупателями наибольшее количество претензий было предъявлено респондентами низкому качеству товара (30%), большим очередям (29%), непонятной системе скидок или отсутствию скидок вообще (22%). В магазинах одежды и обуви потребителей раздражает недостоверная реклама товаров и услуг (19%), неудобная система оплаты, отсутствие сдачи, неудобно расположенные магазины.

Источник: Romir, 2016

Магазин исследований: аналитика по теме "FMCG"