Перейти к основному контенту
Новосибирск ,  
0 
Эксклюзив

Охотники за вишенками: что за год произошло с ритейлерами в Новосибирске

Покупатели в Новосибирске за год не стали богаче. Что изменилось в работе ритейлеров, чем завлекают покупателей и какие ниши для развития видят эксперты, — в материале РБК Новосибирск
В ноябре по данным «​Ромира», средний чек в магазинах Сибири составил 442 рубля. В декабре размер чека подрастет из-за предновогоднего всплеска покупательского спроса.
В ноябре по данным «​Ромира», средний чек в магазинах Сибири составил 442 рубля. В декабре размер чека подрастет из-за предновогоднего всплеска покупательского спроса. (Фото: pixabay.com)

Основная причина отсутствия позитивных тенденций динамики оборота розницы —усиливающийся дефицит платежеспособного спроса, уверены аналитики Nielsen. Согласно опросу потребителей, проводимому компанией Nielsen в сентябре 2016 года, 45% опрошенных ответили, что их доход сократился за последние три месяца, а 39% сократили покупки товаров повседневного спроса.

При этом 58% всех опрошенных стали платить значительно больше за меньшее количество покупок. По данным Nielsen, особенно ярко эта тенденция выражена на рынке Сибири, где с апреля 2016 года ежемесячное падение объемов продаж по отношению к предыдущему году составило более 4%. Уровень инфляции продовольственных товаров за август-сентябрь 2016 года составил 7,6%. Немного позитивнее тенденции непродовольственного рынка Сибири, где после более чем полугодовой отрицательной динамики продажи в натуральном обороте после февраля 2016 года стали демонстрировать к концу лета 2016 года рост в 1,8%.

По словам замедиректора «Обуви России» Натальи Паули, в этом году компания наблюдала положительную динамику: «Рост продаж в наших розничных сетях по итогам 9 месяцев 2016 года составил 10%. Это объясняется в том числе и эффектом отложенного спроса, когда покупатели, которые экономили на покупке обуви в течение 1,5-2 лет, вновь вернулись в магазины», — комментирует Паули.

За год, по данным исследовательского холдинга «​Ромир», рост расходов семьи из трех человек на товары повседневного спроса в среднем по России составил 12%, поднявшись до 23 270 рублей. По сравнению с прошлым годом сократилась доля семей, покупавших товары в высокой (−3%) и среднеценовой (−7%) категориях. 

Охотники за вишенками: что за год произошло с ритейлерами в Новосибирске
Руководитель отдела по работе с розничными сетями Nielsen Ольга Севостьянчикова:

«В Сибири потребители сокращают потребление алкогольных коктейлей и замороженных продуктов, требующих приготовления, замороженных фруктов и овощей. Драйверами роста стали корма для животных, кофе молотый и в зернах и молочные десерты. Еще одна стратегия экономии — это уменьшение количества посещений ресторанов, кофеен, фаст-фудов, баров, клубов, кино и театров».

Форматы магазинов

Мелкому ритейлу становится все сложнее конкурировать с крупными игроками. Большим сетям приходится быть более изобретательными в способах привлечения и удержания покупателя. Однако некоторые кризисные тренды как раз играют ритейлерам на руку.

Паули отмечает, что на обувном рынке продолжает сокращаться доля неорганизованной розницы: «В текущий кризис с рынка ушли многие мелкие локальные сети и индивидуальные предприниматели, которым принадлежали разрозненные магазины, — делится наблюдениями Паули. — Усиливается консолидация рынка: увеличивается доля крупных сетевых игроков, более устойчивых в кризис и имеющих резервы для развития. Покупатели предпочитают брендовые магазины с уникальными коллекциями, единой концепцией и стандартами обслуживания по всей сети».

Представитель Nielsen Ольга Севостьянчикова уверена, что наиболее быстрорастущим сегментом являются супермаркеты, гипермаркеты и минимаркеты: «На рынке Сибири канал современной торговли занимает более 65% всех стоимостных продаж региона и продолжает наращивать долю из года в год. Внутри канала быстрее растут дискаунтеры, что связано с попыткой покупателя избегать большого среднего чека и стремиться в долгосрочном периоде совершать больше покупок в магазинах с наиболее низкими ценами».

По данным Nielsen, традиционные магазины и открытые рынки демонстрируют в Новосибирской области отрицательную динамику в количестве точек из года в год. «Несетевым магазинам все сложнее бороться за потребителя, — рассказывает Ольга Севостьянчикова. — Поддержать их в этом может удачная локация, тщательно подобранный ассортимент, создание в магазинах приятной для покупателя атмосферы и отличающаяся от конкурентов концепция, которая способна помочь торговой точке надежно обосноваться на определенной нише и сформировать поток покупателей даже без больших скидок и громкой рекламы».

Охотники за вишенками: что за год произошло с ритейлерами в Новосибирске
Заместитель директора по связям с общественностью компании «Обувь России» Наталья Паули:

«Экономное поведение сохраняется. Люди стремятся приобретать универсальную классическую обувь ходовых цветов, которая подойдет под любую одежду. Мы еще в начале 2015 года адаптировали коллекции: сократили количество более дорогой модельной обуви и увеличили долю классической. Большей популярностью пользуется обувь из качественных синтетических материалов. Скажем, с зимы прошлого года мы ввели в ассортимент сапоги-дутики, которые производим и на нашей фабрике в Бердске. В сезоне осень-зима 2015-2016 их продажи в два раза превысили плановые, и в коллекции этого года мы расширили линейку такой обуви».

Стратегии поведения

Наиболее популярными стратегиями экономии остается поиск магазинов с более низкими ценами и приобретение товаров по промопредложениям. По исследованиям Nielsen, прямая скидка является наиболее предпочитаемым видом промо.

Аналитики «​Ромира» отмечают, что в поисках дешевых товаров люди увеличили частоту похода в магазины (до трех раз в неделю). Также выросло и количество торговых точек, посещаемых в поиске лучших предложений. В последние два год увеличилось количество потребителей в группе «охотников за вишенкой» — Cherry Pickers. Для этих людей характерен особый стиль покупок, минимум наполовину состоящий из лучших промопредложений.

Источник: Romir, 2015
Источник: Romir, 2015

Стратегии экономии россиян

Еще один интересный тренд — две трети семей, которые покупали и продолжают покупать дешевые товары, больше чем на треть увеличили за год свои расходы на них. То есть приобретаются более дешевые товары, но в большем количестве.

Третьей стратегией является покупка только самого необходимого. Nielsen отмечает, что более 80% потребителей стараются планировать свои покупки. По исследованиям «​Ромир», в 2015 году 40% всех покупателей составляют категории «планирующих» покупателей. Сюда входят «рационалисты» (26%), которые составляют списки, чтобы не купить лишнего и покупают только необходимое количество продуктов и «запасливые» (14%). Для последних характерны редкие походы за продуктами и закупки большого количества продуктов впрок.

Директор по маркетингу сети супермаркетов «Холидей» Артем Нонка замечает, что есть группа клиентов, которые используют все эти стратегии экономии сразу: «У них есть список покупок, они закупают на будущее «пока не подорожало». Плюс у них в корзине доля акционных товаров и низкоценовых брендов выше среднего. В итоге я бы добавил в перечень типов потребительского поведения еще две группы: «ничего не изменилось» и «тотальная экономия». В последнюю категорию входят в основном женщины, которые используют все возможности для экономии».

Охотники за вишенками: что за год произошло с ритейлерами в Новосибирске
Директор по маркетингу сети супермаркетов «Холидей» Артем Нонка:

«Для приверженцев каждой стратегии мы разрабатываем новые сервисы (например, «умный» список покупок), изменяем расстановку торгового оборудования и навигацию внутри торгового зала, чтобы было проще находить аукционные предложения. С другой стороны, мы преобразуем формат супермаркета – например, открыли в ноябре первый в регионе магазин формата «Специалист» на Державина, 1 в Новосибирске. В целом, зоны роста сейчас достаточно очевидны, и понятно, где можно вырасти в среднесрочной перспективе. Наш покупатель выберет качество».

Обратная связь

Сами потребители не всегда отмечают, что они вообще как-либо изменили свой стиль ежедневного шоппинга. По словам Артема Нонка, больше трети покупателей «Холидей Классик» не заметили значимых изменений своего покупательского поведения в связи с кризисом: «Согласно нашим исследованиям, самая низкая доля считающих, что ничего не изменилось, — в Новосибирске, самая высокая – в Кемерово и Барнауле». Потребители стали больше акцентировать внимание на наличие в магазине скидок и промопредложений, обещанных в рекламе или в каталогах.

«​Ромир» в конце года провел опрос по имеющимся у покупателей претензиям к ритейлу. Так, в продуктовых магазинах покупателями наибольшее количество претензий было предъявлено респондентами низкому качеству товара (30%), большим очередям (29%), непонятной системе скидок или отсутствию скидок вообще (22%). В магазинах одежды и обуви потребителей раздражает недостоверная реклама товаров и услуг (19%), неудобная система оплаты, отсутствие сдачи, неудобно расположенные магазины.

Источник: Romir, 2016
Источник: Romir, 2016

СберПро Транспорт

Бизнес с ускорением. Как строительство скоростной железной дороги изменит инфраструктуру

СберПро ВЭД

Близкий импорт. Как развивается торговля со странами Азии и Ближнего Востока

СберПро Финансы

Субсидии для инноваций. Какие меры поддержки бизнеса будут доступны в 2025 году

СберПро Интересное

Востребованные ниши для импортозамещения

СберПро Торговля

Барометр отрасли. Ритейл: одежда, электроника и товары для дома

СберПро Торговля

Купи сейчас, плати потом. Как развивается рынок BNPL и с какими вызовами может столкнуться

СберПро Главная

Как подготовить производство к роботизации и получить нужный эффект

СберПро Главная

Как развивалась квантовая индустрия в 2024 году

СберПро Интересное

Зумеры вышли на работу. Что нужно знать бизнесу о найме нового поколения

СберПро Интересное

Что такое нейросеть и как работает эта технология

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 20 мая
EUR ЦБ: 90,51 (-0,2)
Инвестиции, 18:39
Курс доллара на 20 мая
USD ЦБ: 80,41 (-0,36)
Инвестиции, 18:39
Все новости Новосибирск
Разговор Путина и Трампа. Главное Политика, 20:06
Сборная Чехии выиграла шестой матч подряд на ЧМ по хоккею Спорт, 20:01
Чем современные детские сады отличаются от своих предшественников РБК и ПИК, 19:55
Путин сообщил, кто подробнее расскажет о разговоре с Трампом Политика, 19:55
Путин допустил меморандум с Украиной о мирном договоре и прекращении огня Политика, 19:49
Путин назвал откровенным разговор с Трампом Политика, 19:49
В Испании увидели двойные стандарты в «Евровидении» для Израиля и России Политика, 19:44
Как заводить полезные знакомства?
Интенсив о нетворкинге
Подробнее
Путин и Трамп говорили больше двух часов⁠ Политика, 19:43
«Локомотив» оказался в шаге от победы в Кубке Гагарина Спорт, 19:30
Букеле показал кошелек. Сколько Сальвадор заработал на росте биткоина Крипто, 19:27
В России начнут отслеживать вред от иностранных государств и организаций Политика, 19:27
Федерация заявила о попытке Украины сорвать участие гребцов в Кубке мира Спорт, 19:23
Васильев заявил, что Григорович вывел мужчину в балете на первый план Общество, 19:18
Путин связался с Трампом из здания музыкальной школы в центре «Сириус» Политика, 19:12