Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Новосибирск
МИД опроверг просьбу Си Цзиньпина к Путину «не вторгаться» на Украину Политика, 20:03
МИД Украины вызвал посла Германии из-за слов командующего ВМС о Крыме Политика, 19:55
Кадыров призвал «уничтожить» семью экс-судьи в случае сопротивления Политика, 19:52
World Athletics одобрила нейтральный статус для 22 россиян Спорт, 19:44
Гик или олдскул: как технологии влияют на вашу жизнь. Тест РБК и Yourchoice, 19:33
Гендиректор «Зенита» назвал обычной ситуацией драку игроков команды Спорт, 19:12
Фигуристы Хабибуллина и Княжук победили на юниорском ЧР в парах Спорт, 19:00
Fox News узнал о решении Госдепа по эвакуации семей дипломатов с Украины Политика, 18:49
Куба упростила въезд для российских туристов с путевками Общество, 18:46
Говорить «нет»: Михаил Кучмент, основатель Hoff — о ценности времени РБК Стиль и Henderson, 18:43
На хоккейный турнир ОИ можно брать запасных. Как COVID влияет на спорт Спорт, 18:35
Жители села в Забайкалье вышли на сход после нападения собак на девочку Общество, 18:33
Российские биатлонистки выиграли серебро в эстафете на этапе Кубка мира Спорт, 18:18
В Петербурге из-за пожара закрыли станцию метро «Старая Деревня» Общество, 18:10
Новосибирск ,  
0 

Эксперты о послании Путина: баланс ответственности и новый центр власти

В послании Федеральному собранию Владимир Путин объявил о «вынесении на обсуждение ряда конституционных изменений». Политологи и ученые о развитии и последствиях инициатив — в материале РБК Новосибирск
Фото: kremlin.ru
Фото: kremlin.ru

В числе инициатив президента — предложения по региональной политике: повышение роли губернаторов и устранение разрыва между государственными и муниципальными органами власти.

Сергей Козлов, декан факультета политики и международных отношений РАНХиГС, кандидат исторических наук:
Понятие «единая система публичной власти» возникает в послании в контексте необходимости равного обеспечения материальными и социальными благами муниципалитетов разных уровней, городских и сельских. Как решение этому — продолжение вертикализации власти на муниципальный уровень. Вероятнее всего речь идет об обрезании и так скудных полномочий муниципальных властей со стороны регионов и федералов.

Еще один посыл с точки зрения укрепления представительства регионов во власти — пробуждение «спящего» Госсовета. Пока мы видим декларацию о намерениях. Я вижу в этом ответ на голоса с мест с претензиями о захвате центром полномочий, ресурсов и финансов, подспудное недовольство. В рамках Госсовета должен сформироваться новый центр сил и власти, и глава этого центра будет опираться на усилившихся таким образом губернаторов.

Если говорить о социальных реформах, на их реализацию, по расчетам Силуанова и Кудрина, потребуется порядка полутриллиона рублей. В проекте бюджета на текущий год заложен профицит 0,8-0,9 триллионов рублей, в прошлые годы он был еще больше. В стране скопились внушительные финансовые резервы. Однако я уверен, что простым выделением денег вопрос с демографией нельзя решить. Когда люди принимают решение о рождении ребенка, они оценивают коррелирующие факторы: материальное положение, общий экономический фон, доступность инфраструктуры. Для жителей небольших и небогатых муниципалитетов, где есть сложности с работой, материальный капитал и пособия могут стать весьма весомыми. В любом случае эффект от таких мер поддержки будет заметен в перспективе пяти лет.

Подробнее на РБК: Владимир Путин предложил изменить Конституцию. Почему это станет началом трансфера власти
 

Олег Шерстобоев, завкафедрой административного, финансового и корпоративного права НГУЭУ, кандидат юридических наук:

— Само по себе утверждение о единой системе публичной власти не такое уж и новое. Эта система и так уже является единой с точки зрения правил взаимодействия органов власти (государственных и муниципальных) с населением. Ст. 12 Конституции РФ закрепляет формулировку: «признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Если принятие новой Конституции РФ не планируется, эта статья останется без изменений. Поэтому важно не столько утверждение о «единой публичной власти», сколько требование расширить возможности органов местного самоуправления, после чего они смогли бы более эффективно решать вопросы. Идея не нова и, кстати, может быть решена без внесения изменения в Конституцию РФ, на уровне федерального законодательства, бюджетного, налогового кодекса РФ и т.д. Президент уже озвучивал аналогичное требование, например, в одном из "майских" указов 2012 годв. В нем предусматривалось принятие мер, направленных на повышение" бюджетной обеспеченности местных бюджетов, обеспечение стабильности объемов региональных фондов финансовой поддержки и софинансирования муниципальных образований». Что-то было сделано, но принятых мер оказалось явно недостаточно. Теперь остается ждать и предполагать, что государство может сделать в части исполнения новых президентских инициатив.

Подробнее на РБК: Владимир Путин предложил изменить Конституцию. Главное

Виктор Зеленцов, кандидат исторических наук НГУЭУ, эксперт Общественной палаты Новосибирской области:

— За последние 25 лет местное самоуправление так и не стало автономным и самостоятельным уровнем публичной власти. Провозглашенный Конституцией РФ принцип отделения местного самоуправления от государственной власти во многом оказался нереализованным. Процессу обособления местного самоуправления препятствовала, прежде всего, региональная власть, и в дальнейшем данные тенденции только усиливались. Вместе с этим органы власти субъектов при наличии нерешенных проблем всегда могли апеллировать к ответственности муниципалитетов за ведение дел на местах. Прорабатываемые меры можно рассматривать как возможность установления баланса ответственности между региональным и муниципальным уровнями публичного управления.

Владимир Леонтьев, политолог, кандидат исторических наук:

— Власть, начиная с нулевых годов, всегда пристально смотрела за губернаторской работой. Было даже негласное суждение: мэром выбирайте кого хотите, а за губернаторами мы будем пристально смотреть. Институт губернаторства нуждается в реконструкции и усилении — это очевидно. Потому что у нас то здесь, то там какой-нибудь губернатор просядет. Поэтому в послании было сказано об усилении губернаторского звена и создании совета, ведь оно очень важно управлении.

Если говорить про рождаемость, то в последнее время по институту семьи вообще был нанесен удар. Теперь он просто разваливается. Для области эти деньги очень нужны, но для Новосибирска — это не будет актуально. Нужно акцентировать внимание на семью. В последние годы рождаемости не уделяли должного внимания. Говорили лишь о материнском капитале, который имеет влияние на небольшие населенные пункты, но в городе помимо денег нужно прививать ценности семьи.

Для Новосибирска также актуально будет создание высокооплачиваемых рабочих мест, обеспечением жильем и достойной инфраструктурой: детскими садами, школами, больницами, местами досуга. Это будет способствовать более оседлому образу жизни молодежи, и тогда начнут рожать больше.

Подробнее на РБК: Путин предложил план выхода из «демографической ловушки»