Эксперты оценили инициативу по защите от коллекторов с помощью приставов
В России одобрили законопроект, расширяющий полномочия судебных приставов. Речь идет о допуске Федеральной службы судебных приставов к кредитным историям граждан и возможности требовать у операторов связи данные абонентов. Предполагается, что благодаря этому, приставы смогут эффективнее бороться со злоупотреблениями коллекторов. Правительственная комиссия о законопроектной деятельности дала положительный отзыв, передает газета «Известия».
Президент СРО «НАПКА» Эльман Мехтиев рассказал, что законопроект направлен на борьбу с «телефонными звонками», а точнее с недобросовестными практиками вокруг попыток связаться по мобильной или стационарной связи с физическими лицами. То есть он признан бороться с теми случаями, когда совершаются бесконечные звонки в режиме нон-стоп с неустановленных номеров и звонки третьим лицам, которые не давали своего согласия взыскателям.
По словам эксперта, данная инициатива нужна, однако нет определения, что такое телефонные звонки, вызовы и переговоры. Ограничения и все пояснения касаются только количества.
«Это в свою очередь создает значительные риски, которые должны быть сняты через правоприменительную практику, однако на данный момент подобных практик нет, а есть только рекомендации, которые трактуются совершенно по разному в зависимости от того или иного территориального управления. Это еще раз подтверждает необходимость учета предложений всего делового сообщества, которые были направлены в комитет по финансовому рынку еще 15 марта этого года», — сообщил президент СРО «НАПКА».
Текст рассматриваемого законопроекта также предполагает, что с заявлением может обратиться любое «третье» лицо, посчитавшее свои права нарушенными. При этом третье лицо должно предоставить информацию о том кредитном обязательстве, по которому совершен звонок.
«Вопрос возникает сам собой, если это третье лицо, как оно может знать детали этих договоров. На наш взгляд, текст законопроекта требует значительных уточнений в этой части», — отметил он.
Последствия
Как рассказал РБК Новосибирск генеральный директор коллекторского агентства «Право онлайн» Константин Шарапов, для цивилизованных игроков на рынке ровным счетом ничего не изменится, эта мера, скорее, очередная попытка государства призвать к ответственности компании, методы работы которых находятся вне правового поля.
По словам собеседника, с возможностью напрямую запрашивать данные о владельцах мобильных номеров процесс работы ФСПП значительно ускорится и положительно скажется на борьбе с недобросовестными участниками рынка.
Доступ приставов к кредитной истории позволит им самостоятельно изучить всю информацию в БКИ. Ранее для этого ФССП приходилось направлять запрос непосредственно коллекторскому агентству и просить дать разъяснение по ситуации с конкретным должником.
«Но все эти действия — большая и серьезная нагрузка на систему, человеческий и временной ресурсы которой не безграничны. А стало быть, поправка может не иметь реального значения, поскольку этой работой попросту некому будет заниматься», — высказал мнение Константин Шарапов.
Генеральный директор МФК «Честное слово» Андрей Петков считает, что из-за данной инициативы возрастет нагрузка на бизнес. Это касается всех игроков рынка: банков, МФО, коллекторских агентств плюс операторов связи — им придется обрабатывать больше запросов.
«По сути же закон и сейчас дает должнику, который считает, что его права были нарушены, возможность запросить выписку о звонках у своего оператора. Либо ФССП в интересах заемщика может обратиться за выпиской в суд», — объяснил собеседник.
Кроме того, по словам эксперта, есть большой риск, что инициатива приведет к ошибочным штрафам и последующим судебным тяжбам. «Дело в том, что информация в кредитной истории не обновляется день в день и отражается без уточнения кредитора. У должников же часто одновременно открыто несколько займов, и есть опасность перепутать их при проверке. Поэтому проект как минимум нуждается в дальнейшей доработке», — заключил Андрей Петков.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте