Эксперт: что меняется на риэлторском рынке, и к чему это приведет
— Рынок недвижимости падает третий год подряд после 20-летнего практически непрерывного роста. Это были комфортные для риэлторов условия, они воспитали плеяду специалистов, которые привыкли жить на растущем тренде. Сейчас рынок стагнирует или падает. Вопрос, когда будет рост, и не задают: в Японии рынок падает 15 лет подряд и ничего, живут.
Бизнес агентств недвижимости — низкомаржинальный: если 5-10% от оборота агентства чистая прибыль, это в радость.
Невысок и входной билет в эту отрасль: 10 тысяч рублей уставной капитал, реклама, комната в подвале и работай. Выживают, правда, немногие.
Сейчас по данным 2ГИС в Новосибирске больше 800 риэлторских компаний.
Конкуренция усилилась
Раньше сделки на первичном рынке занимали в портфелях риэлторов не более трети сделок. Недавно был двухлетний период, связанный с программами по госипотеке, до того — губернаторская программа, когда было легко взять субсидию под новостройку. Это вызвало всплеск строительства, и у риэлторов был кратковременный перекос — до 70% сделок шло на первичном рынке. До умопомешательства доходило, общая мода была — купить новостройку. Без сомнения, для риэлторов продажа новостройки — это легкие сделки: чистый объект, быстрая продажа. Но сейчас конкуренция усилилась многократно — застройщики укрупнили отделы продаж, на рынок продажи недвижимости выходят банки — «Сбербанк» с проектом «Домклик», «Тинькофф Банк» тоже запустил риэлторский проект. Очень активно развиваются в России иностранные риэлторские компании, такие как CENTURY 21, уже открыты десятки офисов по системе франчайзинга.
«Чисто российский тренд»
Сейчас все возвращается на круги своя, увеличивается доля продаж на вторичном рынке. И идет кардинальная смена парадигмы работы. Покупатели стали грамотные и подкованные. Отсюда выросли требования к квалификации риэлтора: раньше требовалась быстрота и информационная поддержка, вопросы безопасности.
Сейчас мы уже близки к тому, что скоро все оформительские вопросы уйдут в ведение нотариата. Остается квинтэссенция работы риэлтора: помочь людям определиться, разрулить сложные ситуации, организовать цепочку.
Чисто российский тренд — у нас прежде чем купить квартиру, надо продать старую. Продажа-покупка взаимосвязанная сделка, сплести цепочку сделок (а иногда их бывает и пять и шесть) и ее качественно администрировать граждане без риэлторов не смогут.