Удобрения из навоза: что тормозит стартапы по переработке органики
Навоз, как основной побочный продукт животноводства (ППЖ), — это ценное сырье для производства органических экоудобрений.
Закон, легализующий ППЖ, был принят всего пять месяцев назад и под новые требования активно формируется нормативная база. Важно совершенствовать подзаконные акты и создавать стимулы для формирования в России нового рынка, отметили эксперты в ходе отраслевого круглого стола «Управление оборотом питательных веществ в сельском хозяйстве» в рамках интенсива «Архипелаг 2023».
Рост продуктивности сельского хозяйства — важное условие достижения целей по обеспечению продовольственной безопасности страны. Участники обсуждения полагают, что Новосибирская область может стать пилотным регионом, где с помощью стартапов по переработке органики не только будут решены проблемы с плодородием почв, но и налажен экспорт органических удобрений в соседние регионы и Казахстан.
С начала марта этого года в силу вступил новый федеральный закон (№ 248) о побочных продуктах животноводства (ППЖ), а также постановление правительства, которое определяет требования по обращению с ППЖ. Согласно изменениям, сельхозпроизводители теперь сами могут выбирать, к чему относить навоз — отходам или ППЖ, а так же производить из ППЖ органические удобрения. За март—апрель этого года от сельхозпроизводителей уже поступило более 400 таких уведомлений. До этого вопрос переработки и использования навоза нередко становился предметом судебных споров между аграриями и надзорными ведомствами, поскольку последние навоз относили к отходам, подлежащим утилизации.
Рост продуктивности
Продуктивность земледелия напрямую зависит от качества почв и вносимых удобрений, которые разделяются на минеральные и органические. По словам гендиректора агроинжиниринговой компании ООО «АИК», члена Совета ТПП РФ по развитию экономики замкнутого цикла и экологии Михаила Меламеда, использование органики повышает урожайность на 15-20%. С этими выводами согласны и предприятия АПК, в проектные документы производств которых входит переработка навоза с последующим внесением органики на их сельхозугодьях.
В июне этого года в ходе заседания Совфеда сенатор Виктор Кресс поднял вопрос о снижении плодородия почв в России. Он отметил, что ситуация продолжает ухудшаться и необходимо интенсивней использовать органику. Его предложение о проведении такого эксперимента в Томской области поддержала вице-премьер Виктория Абрамченко.
Как следует из доклада регионального Минсельхоза, который представил Евгений Лещенко на круглом столе, в Новосибирской области на пахотных землях наблюдается постоянный дефицит питательных веществ, а объем внесения минеральных удобрений ниже оптимальных значений, необходимых для восстановления плодородия почв.
Самый высокий уровень восполнения за счет минеральных удобрений был зафиксирован в 1990 году и составлял 1,6 т на га. В течение последних шести лет вносилось 1-1,2 т на га, в то время как оптимальный объем составляет 18 т на га.
Директор Департамента производственного контроля компании «Сибагро» Андрей Андрианов также считает, что истощение гумусного слоя нарастает. Внесение только лишь одних минеральных удобрений не поможет скорректировать ситуацию. Почве необходимо разнообразие питательных веществ. При этом для использования органики существует ряд ограничений, связанных с устаревшими нормативами и большими штрафами для сельхозпроизводителей.
Новый рынок
Новый закон о ППЖ предполагает развитие совершенно нового рынка вторичных ресурсов в сфере сельского хозяйства — переработку и производство органических удобрений на основе навоза.
Министр сельского хозяйства региона Евгений Лещенко сообщил, что с этого года область приступила к реализации мероприятий отраслевой «Дорожной карты применения вторичных ресурсов в сфере сельского хозяйства на 2022-2030 годы». В перечень входят мероприятия по выявлению лучших проектов в кооперации с наукой, способствующих увеличению переработки ППЖ в органические удобрения.
«Естественно, что с увеличением продуктивности животноводства увеличивается и выход побочной продукции», — сказал министр в ходе заседания круглого стола в рамках проектно-образовательного интенсива «Архипелаг 2023».
По данным областного Минсельхоза, за 2022 год объемы производства побочных продуктов животноводства составили 4169 тыс. т. Из них большую часть занимает скотоводство — 3086 тыс. т., свиноводство — 592 тыс. т., птицеводство — 491 тыс. т.
Во избежание нарушений действующего законодательства и приостановки работы животноводческих предприятий в целом по Новосибирской области необходимо построить 727 бетонных специализированных площадок — навозохранилищ для крупного рогатого скота общей площадью 698 тыс. кв. м. и мощностью хранения и переработки 3,1 млн. т в год, в том числе 384 навозохранилищ для сельскохозяйственных организаций и 343 для КФХ и ИП. Их стоимость оценивается в 14 млрд руб.
Крупные агропредприятия уже давно перерабатывают органику — этот непрерывный цикл производства «зашит» в проектной документации.
«Экономика замкнутого цикла на нашем производстве во многом совпадает с государственным видением этого вопроса. Можно четко проследить зависимость урожайности от доли внесения органических удобрений: на участках, где они применяются, зерна собирается больше на 15-20%. А за счет эффективного планирования севооборота излишнее накопление веществ в почве не происходит», — сказал Андрей Андрианов из «Сибагро».
На предприятии на протяжении многих лет успешно применяют технологию переработки ППЖ. Будущее удобрения выдерживают в специально оборудованных лагунах и на площадках с последующим запахиванием твердой фракции и безвоздушным внесением жидкой в почву на глубину 40 см.
По словам директора Кудряшовского свинокомплекса «Сибагро» Галины Иртугановой, предприятие уделяет особое внимание технологиям обращения с ППЖ, постоянно их совершенствуя и направляя на это существенные средства. «Инвестиции в переработку и безопасное экологичное внесение в этом году составят 260 млн руб. В первую очередь это мероприятия по реконструкции и строительству лагун, увеличению площади внесения до 16 км за счет приобретения новых бустерных станций и шланговых систем», — рассказала Иртуганова. Она отметила, что на предприятии ведется строгий учет и контроль за объемом ППЖ на всех этапах — начиная от сепарации и до внесения. Для этого применяются цифровые датчики и камеры видео-фиксации.
Однако сохраняется ряд серьезных сдерживающих рисков для сельхозпроизводителей, без преодоления которых вовлечение в оборот вторичных ресурсов в АПК не случится. В частности не регламентированы вопросы периодичности, объема и глубины взятия проб Россельхознадзором. Нет методик, которые устанавливали бы нормы внесения, чтобы с одной стороны, не превысить ПДК, а с другой — не обделить растения.
«Допустим, вам нужно получить нужную концентрацию сахара в чае. Вы бросаете кубик и забываете перемешать чай, в итоге сверху он несладкий, внизу наоборот. Здесь та же история — для распределения внесенных веществ по всему верхнему слою нужно время. И в Россельхознадзоре говорят, в общем-то, о том же самом — пробы нужно отбирать в самом конце цикла. То есть в том случае, если предприятие использует двупольную систему, в первый год участок находится под парами, земля насыщается внесенными веществами и отдыхает. Второй год отводится на выращивание зерна, а необходимые пробы отбираются уже по итогу сезона», — говорил Андрианов.
Риски для производства и пересмотр нормативов
На круглом столе «Архипелага-2023» представители Кудряшовского свинокомплекса «Сибагро» и Октябрьской птицефабрики рассказали, как построена работа с ППЖ на производствах. Представители обеих компаний отметили, что мероприятия стимулирования и поддержки производства органических удобрения очень важны. Но прежде необходимо на законодательном уровне пересмотреть устаревшие нормативы по микроэлементам, которые сдерживают развитие отрасли и влекут большие риски для производителей.
После принятия нового закона о ППЖ, в мае этого же года Россельхознадзор предложил исключить нитраты из перечня загрязняющих почву веществ. По словам замруководителя ведомства Антона Кармазина, нитраты это питание для растений, а превышение ПДК нормализуется с течением времени в течение вегетационного периода. По его словам, пока нитраты и нитратный азот включены в перечень, приходится использовать методику исчисления размера вреда почве как объекту охраны окружающей среды, поэтому ведомство обязано проводить проверки и рассчитывать ущерб. ГОСТ, устанавливающий, когда и сколько раз необходимо брать пробы из почвы, предлагают изменить.
По словам Кармазина, предлагалось установить периодичность в два — три месяца. Кармазин отмечал, что в обратном случае, из-под норм нормативного регулирования ФЗ уводят тех, кто хочет перерабатывать навоз в ППЖ и его реализовывать, но непосредственно подставляют тех, кто будет его применять на землях сельхозназначений. Поэтому необходимо либо менять норматив, либо дальше «кошмарить бизнес».
Как ранее сообщали РБК Новосибирск в Россельхознадзоре, ведомство направило запрос в Минприроды России для уточнения позиции ведомства. Также были направлены предложения в Технический комитет, чтобы изменить ГОСТы по отбору проб. Планируемые сроки внесения изменений — декабрь 2023 года — февраль 2024 года. Ведомство проанализирует практику нового закона и подготовит предложения. В ведомстве отметили, что сейчас вопрос о внесении изменений в части нитратов стоит достаточно остро.
Поиск инвесторов для Агроэкотехнопарка
В ходе круглого стола присутствовавшие представители Агентства стратегических инициатив презентовали проект создания в регионе Агроэкотехнопарка — единого центра переработки органических отходов АПК в гранулированные органические удобрения.
Парк задуман как первый пилотный научно-производственный проект в СФО с потенциалом тиражирования на все регионы России.
«Новосибирская область имеет все необходимые составляющие для реализации такого проекта — логистика, крупный научный кластер, локализация крупных промышленных производителей, способных поставлять сырье для переработки, поддержка со стороны регправительства», — сказал Меламед.
Вопросам включения отходов в оборот уделяет внимание и правительство РФ. В прошлом году стартовал федеральный проект «Экономика замкнутого цикла». Он включает шесть направлений, в том числе сокращение образования отходов, создание инфраструктуры по сбору отходов для вторичной переработки, стимулирование использования вторичных ресурсов. Среди одной из целей правительства к 2030 году добиться использования 50% вторичных ресурсов в сельском хозяйстве.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте