Власти Новосибирска изменили условия концессии по «умным остановкам»
В мэрии Новосибирска решили улучшить работу с представителями малого и среднего бизнеса и внести ряд новшеств в работу городского совета по поддержке МСП. Также в рамках заседания члены совета обсудили несколько важных для города тем, в частности, речь шла об изменениях условий концессии по остановкам общественного транспорта и привлечении инвестиций.
«Сегодняшний совет я считаю знаковым, потому что мы после реформирования департамента назначили нового руководителя отдела по поддержке предпринимателей Галину Бросалину. Она достаточно успешно включилась в работу. К этому совету было подготовлено много предложений, как оживить и улучшить работу в этом направлении», — рассказал начальник департамента инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Виталий Витухин.
Концессия по остановкам
В Новосибирске ранее предыдущим составом департамента планировалось заключение концессии по так называемым «умным остановкам» на установку 250 остановочных павильонов. Но уже в ходе подготовки условий соглашение было раскритиковано предпринимателями, которые уже занимают данные остановочные места. Представители Ассоциации малоформатной торговли высказывали опасения, что из-за умных остановок будут снесены киоски. Данный конфликт активно освещался в СМИ. Однако в итоге конкурс на заключение не состоялся из-за отсутствия желающих.
В настоящее время в департаменте мэрии изменили условия этой концессии. В целях повышения инвестиционной привлекательности данного проекта, а также с учетом мнения предпринимателей и жителей, при разработке нового проекта принято решение отказаться от излишней «умности» и сделать остановки комфортными. Они будут оснащены необходимыми сервисами (обогрев, wi-fi, табло с информацией о движении транспорта) и, как следствие, менее дорогостоящими.
При этом в местах установки «комфортных остановок» уже имеющиеся там киоски трогать не будут. Об этом рассказала начальник управления инвестиций департамента инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства Наталья Ловина на заседании совета.
«Те объекты, которые стоят сейчас на остановках, все продлены до 2023 года. И до этого времени их никто трогать не будет. После этого периода, если с проведением концессии все сложится хорошо, то эти предприниматели смогут участвовать в проекте, но уже по другим остановкам, которых насчитывается в городе около 2,5 тыс.», — отметил Витухин.
Согласно изменениям, остановки будут установлены так же, как и планировалось, на гостевых маршрутах в количестве 250 штук, плюс к этому добавится еще 40 остановок в других локациях. Возможность вести торговую деятельность будет всего на 90 объектах.
Председатель совета предпринимателей Октябрьского района Наталия Безрученкова посетовала, что многие коммерсанты, чьи ларьки находятся на этих остановках, все равно потеряют работу в 2023 году. Она поинтересовалась, почему нельзя работать с этими предпринимателями и попросить их установить «комфортные остановки».
«Если мы не будем проводить концессию, а попросим предпринимателей установить такие же остановки, то мы получим в итоге не 290 остановок, а всего 90, потому что на остальных 200 нет коммерческих киосков. А требовать установить дополнительные остановки, мы не имеем права, потому что нет для этого законодательной базы. Второй нюанс в том, что на некоторых остановках уже работает несколько киосков. Мы не готовы кидать жребий, с кем в итоге работать на этом месте. Кроме того, все умные остановки должны быть связаны в единую сеть и управляться единым оператором, чтобы с него можно было требовать выполнения всех условий», — ответил начальник департамента.
Витухин предложил предпринимателям, которые не хотят терять свои места после 2023 года, объединиться, заключить договор с компанией, которая будет выполнять функции единого оператора, и принять участие в конкурсных процедурах по этой концессии.
«Кстати цена концессии будет значительно ниже. Там не будет 300-миллионых вложений. Соберитесь, пусть, например, 10 предпринимателей объединятся и примут участие», — добавил он.
По данным начальника департамента, остановочные павильоны будут трех видов. Самый простой вариант будет включать видеонаблюдение, экстренный вызов 112, wi-fi и табло движения транспорта. Второй тип модулей будет дополнен умным блоком с возможностью в реальном времени отслеживать движение общественного транспорта. Также будет возможность из центра управления передавать какие-либо данные прямо людям, находящимся на этих остановках. В третьем варианте в дополнение будет блок для коммерческого использования.
Привлечение инвестиций
Начальник управления инвестиций департамента инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства Наталья Ловина рассказала, что для осуществления инвестиционной деятельности главным является совершенствование нормативной базы на уровне муниципалитета. Так, до сих пор не было документа, который бы позволял осуществлять инвестиционную деятельность по 39-ФЗ (закон об инвестиционной деятельности). Но вскоре такой нормативный акт должен быть принят.
Докладчик добавила, что сейчас департаментом разрабатываются условия муниципально-частного партнерства в отношении объектов дорожного сервиса и общественных бань.
«Также мы сформировали перечень муниципального имущества, которое планируется вовлечь в инвестиционную деятельность. Этот перечень не окончательный и будет дополняться. Но уже потенциальные инвесторы заинтересовались некоторыми объектами. И сейчас ведется проработка конкретных условий», — добавила Ловина.
Как пояснил Витухин, сейчас прорабатываются условия по 12 новым инвестиционным проектам. «Более того, я призываю предпринимателей: если вы знает про какую-то заброшенную или неиспользуемую муниципальную собственность, которая может быть использована для инвестиционной деятельности, сообщайте нам. Инициативы будут рассматриваться», — сказал он.
Изменения работы совета
По мнению начальника департамента, совет в составе 48 человек является неповоротливой структурой, поэтому было решено избрать президиум, также внутри совета было создано несколько комиссий, которые будут сформированы по конкретным направлениям деятельности — все это должно способствовать повышению оперативности работы этого совещательного органа.
«Когда нужно что-то решить или инициировать, то всегда очень тяжело всех собрать. Поэтому было решено создать президиум совета в составе 16 человек. Также мы перелопатили задачи совета. Некоторые из них, наверное, уже лет 7 назад как устарели», — сообщил Витухин.
В ходе обсуждения все предложения по изменению работы совета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства были приняты.