Недостоверные данные в ЕГРЮЛ: риски для бизнеса и способы исправления
По данным налоговой инспекции, на 1 марта текущего года в ЕГРЮЛе были признаны недостоверными сведения в отношении 10028 юридических лицах.
Согласно закона, в этом случае регистрирующий орган направляет учредителям, участникам, директору юрлица уведомление о необходимости предоставления в регистрирующий орган достоверных сведений. Если представители компании в течение 30 дней не подадут уточненные сведения с приложением подтверждающих документов, а также, если документы по мнению ИФНС не подтвердят достоверность данных, в ЕГРЮЛ будет внесена запись о недостоверности сведений.
«Всё чаще на практике компании сталкиваются с рассылкой уведомления о недостоверности сведений, указанных в ЕГРЮЛ, чаще всего это связано с тем, что компания не находится по заявленному юрадресу или некорректны ИНН, паспортные данные по руководителю и учредителям предприятия, — рассказывает управляющий юридической компании «Туров и Побойкина» Наталья Побойкина. — Если компания игнорирует предоставление ответа на уведомления, то у руководителей, учредителей компаний затем возникают проблемы с директорством в другом юрлице, и регистрации новой компании».
За несколько месяцев — до 1 июля — чуть менее 40% (3892 компании) — подтвердили достоверность сведений. При этом представители ИФНС продолжали работу по выявлению «недостоверных», — по состоянию на 9 октября таковыми признаны сведения в отношении 31 244 компаний.
По закону основные последствия недостоверности — ограничение участников ООО с долей менее 50% и директоров в праве ставиться учредителями и руководителями других юрлиц. Также директора компании могут привлечь к административной ответственности за предоставление недостоверных сведений (штраф до 10 тысяч и дисквалификация до трех лет при повторном нарушении). Саму компанию могут ликвидировать по решению суда или исключить из ЕГРЮЛ по решению налоговой, в случае, если недостоверные сведения фиксируются в течение более чем полугода.
По данным ИФНС, эти уведомления могут быть направлены в компании как почтой, так и по электронному адресу, если он указан в ЕГРЮЛ. «Если вдруг представители компании не получили такие уведомления, это значительно усложняет жизнь реально действующим компаниям, поскольку от налоговая отказывает в госрегистрации компаний за то что в «старых» юрлицах содержались недостоверные сведения и еще не прошло 3 года с момента внесения записи об этом в ЕГРЮЛ», — рассказывает Побойкина.
Также у компании может возникнуть и другие сложности. «Проблемы со сдачей отчетности юрлицом, в отношении которого имеются сведения о недостоверности, могут возникнуть тогда, когда сведения о недостоверности внесены в отношении лица, имеющего право действовать без доверенности от имении этой компании», — прокомментировал РБК Новосибирск замруководителя УФНС по НСО Андрей Снегирев. Это связано с тем, что именно директор подписывает налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений в ней.
По исключению компаний из ЕГРЮЛ действует особый порядок, решения публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации». Согласно букве закона, все лица, интересы которых затрагиваются, могут направить соответствующие заявления в течение трех месяцев. Если информация о нарушении законных интересов стала известной позднее, лицо может обжаловать исключение в течение года.
«За 9 месяцев текущего года в Управление поступило 42 жалобы по вопросам об отмене записи об исключении юрлица из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего деятельность. За тот же период Арбитражным судом Новосибирской области принято к производству 25 заявлений о признании недействительной такой записи», — поделился с РБК Новосибирск данными Андрей Снегирев.
«Понятно, что эти мероприятия направлены на борьбу с «однодневками», но также они доставляют проблемы добросовестным налогоплательщикам, — уверена Побойкина. — Теперь директорам и учредителям желательно просыпаясь с утра проверять на сайте ФНС, не подпала ли компания под «каток» недостоверных сведений»
Еще два последствия недостоверных данных — усиленный контроль за операциями по счетам со стороны банков и возможные проблемы у компаний-партнеров. «Скажем, проблемы вашего контрагента могут сказаться на вас, как на налогоплательщике: придется доказывать, что необходимую осмотрительность, добросовестность и разумность при совершении сделок вы предпринимали», — рассказывает Виталий Ветров, управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры».
Информацию подтверждает и Побойкина: «Налоговая приходит с проверкой не к «однодневке», которую хотят ликвидировать, а к её контрагенту, который принял себе НДС к вычету и поставил на затраты товар, работу или услуги от этой компании, с целью «выбросить» тот самый НДС и прибыль и назвать компанию-поставщика недобросовестной».
Как исправить данные. Если компания получила уведомление о недостоверности данных, она должна в течение месяца подать уточненные данные, подтвержденные документально. Если пометка о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ уже появилась, исправить ситуацию можно двумя способами. Первый - через подачу жалобы в Управление ФНС, срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней. Если жалоба не удовлетворена, подается исковое заявление в арбитражный суд региона о неправомерности действий налоговой. Основания для обжалования могут строиться на том, что налоговым органом нарушен порядок проведения проверки, а также на том, что сведения на самом деле достоверны. Второй путь - внести в ЕГРЮЛ достоверные данные путем подачи соответствующих форм.