Перейти к основному контенту

Я статья, которая устроит вас на работу в РБК

Для редакторов

Можно без опыта

Шанс попасть в крупное медиа

Новосибирск⁠,
0

Телефонные мошенники два месяца заставляли женщину переводить им деньги

Телефонные мошенники применили против жительницы Новосибирска "длинную" схему
Фото: Rupak De Chowdhuri / Reuters
Фото: Rupak De Chowdhuri / Reuters

С февраля по март 2024 года неизвестный под предлогом сохранения сбережений заставил 69-летнюю жительницу Новосибирского района перевести более 1,3 млн руб. Об этом сообщили в пресс-службе судебного департамента Новосибирской области.

Подпишитесь на Telegram-канал РБК Новосибирск

Суд установил, что изначально телефонный мошенник позвонил женщине и представился сотрудником компании «МТС» и сообщил, что срок действия договора по ее номеру телефона истекает, и чтобы его продлить, необходимо назвать код из поступившего СМС-сообщения. Потерпевшая назвала код.

Через некоторое время ей позвонили с другого номера и уведомили, что ее личный кабинет сервиса «Госуслуги» взломан, и в ближайшее время ей поступит звонок, на который она должна будет ответить.

Затем в мессенджере WhаtsАрр на номер жительницы Новосибирской области позвонила девушка, которая представилась специалистом финансово-административного управления Роскомнадзора. Она сказала, что «Госуслуги» взломаны, и мошенники могут на ее имя оформить различные кредиты. Она предложила женщине их опередить и самой подать заявки на кредиты в разных банках и перевести их на безопасный счет в «Альфа Банке», так как этот банк частный, и в нем деньги хранятся более безопаснее.

Несколько банков отказали женщине в кредите, тогда она сняла накопления в размере 190 тыс. руб. со своего счета в «Почта Банке». После она перевела деньги злоумышленникам.

На следующий день «специалист Роскомнадзора» вновь позвонил истице и сообщил, что в результате мониторинга ей стало известно, что мошенники, взломавшие ее «Госуслуги» получили доступ к документам на недвижимость — дачный участок в Новосибирском районе. Звонившая сказала, что Анастасии надо самой продать участок, как-бы формально, а впоследствии признать сделку недействительной и вернуть деньги. После продажи деньги необходимо было зачислить на некий кадастровый счет.

При этом «специалист Роскомнадзора» предложила обратиться для ускорения процесса к «риелтору» и отправила женщине несколько абонентских номеров для связи. По одному из предложенных номеров Анастасия дозвонилась до «риелтора» и сообщила о необходимости продажи участка. О цели продажи хозяйка участка не говорила, так как «специалист Роскомнадзора» предупредил ее об уголовной ответственности, если она разгласит кому-либо условия сделки.

Кроме этого, в феврале на женщину злоумышленники оформили кредитную карту банка ВТБ с лимитом 122 тыс. руб. А в марте 2024 года с указанной карты потерпевшая обналичила 50 тыс. руб. для расчета с «риелтором»

Когда участок был продан и денежные средства перечислены на счет потерпевшей, «специалист Роскомнадзора» велела женщине обналичить денежные средства, уплатив комиссию банку в размере 25 тыс. руб. Женщина внесла на счет более 1 млн руб. Расчет между сторонами был произведен, переход права зарегистрирован в установленном законом порядке.

После перечисления денежных средств в течение трех дней пыталась связаться со «специалистом Роскомнадзора», но безуспешно. Только после этого она обратилась в полицию.

Новосибирский районный суд удовлетворил иск пенсионерки и признал сделку недействительной. В итоге в собственность потерпевшей возвращен садовый дом и земельный участок. Однако теперь ей нужно будет возвратить деньги в размере 1,1 млн руб. покупателю дачи. Решение суда в законную силу не вступило.

Популярная схема телефонных мошенников

Как рассказал РБК Новосибирск главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов, легенда о звонке от оператора связи — один из распространенных сценариев, который очень активно использовали телефонные мошенники в прошлом году, но актуален он и сегодня.

Злоумышленники представляются сотрудниками телеком-компаний и сообщают, что срок действия SIM-карты или договора якобы подходит к концу. Они убеждают человека назвать код из СМС или данные для «продления услуг». На самом деле это попытка получить доступ к личному кабинету пользователя у телеком-оператора или в других важных информационных сервисах.

«При этом государственные системы сегодня хорошо защищены, поэтому без дополнительного подтверждения действия злоумышленников сильно ограничены. Так, получив первичные данные, мошенники часто продолжают атаку под новым предлогом. Через некоторое время они снова выходят на связь, но уже от имени сотрудников Роскомнадзора, Банка России или правоохранительных органов. Их цель — вызвать у жертвы чувство тревоги, сообщив о «взломе» или «оформленном кредите», и убедить человека выполнить нужные злоумышленникам действия: перевести деньги, установить сторонние приложения, поделиться экраном телефона или назвать коды подтверждения. Так развивается типичная схема социальной инженерии, основанная на страхе и доверии к официальным структурам», — рассказал он.

Он отметил, что сотрудники операторов, банков и государственных служб никогда не запрашивают коды из СМС и не предлагают перевести деньги «на безопасный счет». Если человек все же сообщил свои данные, нужно как можно быстрее заблокировать учетную запись — через мобильное приложение сервиса, приложение банка, связанного с «Госуслугами», или обратившись в МФЦ. После этого следует уточнить, какие действия могли совершить злоумышленники, и действовать по инструкции специалистов.

В случае сомнений можно самостоятельно перезвонить в компанию по номеру, указанному на ее официальном сайте. «Также важно установить защитные решения на все устройства: они предупредят о потенциально мошенническом звонке, не позволят перейти по фишинговой ссылке или установить вредоносное ПО. Необходимо настроить двухфакторную аутентификацию везде, где это возможно, и обратить внимание на дополнительные возможности по защите, например, запрет на получение кредитов или добавить доверенный контакт, которому придет уведомление о попытке смены пароля», — заключил он.

Как сообщал РБК Новосибирск, в регионе в среднем 65% пользователей получали вызовы с неизвестных номеров с подозрением на мошенничество по обычной телефонной связи. Для сравнения, в прошлом году в Новосибирской области 58% пользователей получали вызовы с неизвестных номеров с подозрением на мошенничество. Их доля продолжает расти на протяжении последних нескольких лет.

Я статья, которая устроит вас на работу в РБК

Для редакторов

Можно без опыта

Шанс попасть в крупное медиа

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней
Лента новостей
Курс евро на 8 ноября
EUR ЦБ: 93,84 (+0,07)
Инвестиции, 08 ноя, 12:49
Курс доллара на 8 ноября
USD ЦБ: 81,23 (-0,15)
Инвестиции, 08 ноя, 12:49
Все новости Новосибирск
Держать лицо: как (не) изменилась деловая культура Китая РБК и ВТБ, 07:46
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 07:32
На рынке алмазов структурный кризис. Как инвестору отыграть падение ценПодписка на РБК, 07:30
Дмитриев усомнился, что новое руководство Би-би-си окажется лучше старого Политика, 07:26
В ЗСЖД прокомментировали информацию о задымлении новосибирской электрички Новосибирск, 07:25 
Москвичей предупредили о дождях в середине недели Общество, 07:13
Китай — не в десятке. С кем России нужны соглашения о свободной торговлеПодписка на РБК, 07:00
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 10 ноября
Присоединиться
Силы ПВО перехватили беспилотник в небе над Тульской областью Политика, 06:59
Сенат США одобрил законопроект о прекращении шатдауна Политика, 06:57
Возможный участник атаки БПЛА на Иркутскую область накопил долги в России Политика, 06:50
США перестали платить рабочим своих военных баз в Европе из-за шатдауна Политика, 06:38
Форум Crypto Siberian 2025 состоится в Новосибирске 12 ноября Пресс-релиз, 06:32 
Японский министр получил выговор за слова о Курилах Политика, 06:32
FT рассказала, как доллар пережил «шок Трампа» Финансы, 06:12