Руководство областной судмедэкспертизы заподозрили в мошенничестве
Разбирательство в прокуратуре Новосибирска было инициировано по заявлению новосибирского журналиста программы «Прецедент» Виктора Бобровникова. Он провел собственное расследование и предоставил в прокуратуру ряд документов и доказательств, подтверждающих нарушения в деятельности ГБУЗ НСО «Новосибирское областное клиническое бюро судебно-медицинской экспертизы» (НОКБ СМЭ).
Суть вопроса
НОКБ СМЭ, возглавляемое заслуженным врачом РФ, доктором меднаук Владимиром Новоселовым, сдает в аренду помещение площадью 11,7 кв.м в здании бюро индивидуальному предпринимателю Галине Монаховой. При этом в документах на аренду помещения указано, что оно сдается для использования по приему заказов на ритуальные услуги и на само оказание ритуальных услуг.
В рамках расследования, проведеного Бобровниковым, при обращении в бюро СМЭ за подготовку тела к погребению с него взяли 3 тыс. руб. При этом на кассовых документах, выданных ИП Монаховой, и на документах из регистратуры НОКБ СМЭ стоит подпись одного и того же человека (регистратора).
Согласно ст. 9 ФЗ-8 «О погребении и похоронном деле», данная услуга оказывается бюро судмедэкспертизы бесплатно. ГБУЗ НОКБ СМЭ является некоммерческой организацией.
«Под видом законной деятельности госучреждения с людей вымогают деньги, — комментирует результаты расследования Виктор Бобровников. — Мне подавали эту платную услугу как обязательную процедуру».
«Фактически гражданам отказываются выдавать тела умерших родственников без оформления ритуальных услуг по подготовке тела к захоронению», — указано в постановлении прокуратуры, подписанном зампрокурора Новосибирска Игорем Стасюлисом.
Прокуратура указывает, что сотрудники НОКБ СМЭ оформляют ритуальные услуги в типографских бланках наряд–заказов, предоставленных им ИП Монаховой с проставленной на них заранее печатью ИП. «При этом сотрудники ГБУЗ НОКБ СМЭ не разъясняют обратившимся гражданам, что обмывание, одевание, укладка в гроб и выдача этих же тел умерших граждан является обязанностью санитара морга ГБУЗ НОКБ СМЭ и взимание платы за эти услуги запрещено. Тем самым, умалчивая об этом, они вводят граждан в заблуждение», — констатирует зампрокурора Новосибирска Игорь Стасюлис.
В результате изучения предоставленных Бобровниковым доказательств прокуратура пришла к выводу, что «неустановленное лицо из числа руководства ГБУЗ НОКБ СМЭ и ИП Монахова Г.В. по предварительному сговору между собой путем обмана и злоупотребления доверием совершают хищение денежных средств граждан, обращающихся в ГБУЗ НОКБ СМЭ в связи со смертью своих близких».
По итогу разбирательств материалы проверки направлены прокуратурой города для решения вопроса об уголовном преследовании и возбуждении уголовного дела в отношении неустановленного лица и Галины Монаховой по признакам состава преступления предусмотренного ст. 159 УК РФ (мошенничество).
По словам зампрокурора Новосибирска, по постановлению от 6 марта 2018 года на данный момент уголовное дело еще не возбуждено. РБК Новосибирск направил запрос в ГУ МВД по Новосибирской области.
Земля и здание
Рядом с основным корпусом бюро по адресу ул. Немировича-Данченко,134 бюро СМЭ принадлежал участок земли чуть менее 700 кв. м, на котором располагалось нежилое здание площадью 106,2 кв. м, назначение которого по документам — «утилизация биоорганических отходов».
С 2008 года участок принадлежит лично Владимиру Новоселову. В 2010 году через суд он получил право собственности на «самовольно реконструированный объект капитального строительства», то есть на здание на участке, которое после реконструкции выросло по площади втрое.
В этом здании арендует помещения ритуальная служба «Содействие». Формально служба не находится на территории НОКБ СМЭ, однако въезд в ворота один. В течение нескольких лет, по данным Бобровникова, клиенты ритуальной службы используют в качестве парковки территорию, по документам принадлежащую НОКБ СМЭ.
«Вопрос: на каких условиях ритуальная служба «Содействие» использует имущество ГБУЗ НОКБ СМЭ, — комментирует ситуацию адвокат Ольга Забалуева. — Если на безвозмездных — ГБУЗ несет убытки. Выходит, что Владимир Новоселов одновременно является и руководителем ГБУЗ, и собственником соседнего здания, которое он сдает в аренду ритуальной службе, которая использует ресурсы ГБУЗ. На мой взгляд, здесь налицо классический конфликт интересов, описанный в ст.10 «Закона о противодействии коррупции».
РБК Новосибирск обратился за комментариями в Минздрав региона, муниципалитет и Контрольно-счетную палату Новосибирской области.