Почему Новосибирск столкнулся с мусорным коллапсом: что ждать в будущем
Последствия конфликта в сфере вывоза мусора в Новосибирске город ощутил в конце апреля. Решена ли проблема и какие риски, что проблемы с горами мусора у домов станут хроническими, — разбирался РБК Новосибирск
Две тысячи жалоб
В середине апреля на линию не вышли 80 мусоровозов, которые компания «ЭкоТранс-Н» брала в аренду. Мусоровозы арендовались у структур холдинга МКС — АО «Энергосила», к которым близка ГК «Арктика Сити». Их заблокировали из-за долгов за аренду и ремонт машин, об этом сообщил глава компании-арендодателя — АО «Энергосила» (письмо есть в распоряжении редакции).
Придомовые площадки в Новосибирске обросли тоннами мусора, а горожане засыпали власти и перевозчиков жалобами. По данным колл-центра «ЭкоТранса-Н», число поступивших заявок и жалоб на вывоз мусора в последние дни апреля увеличилось почти в 6 раз. С 20 апреля до 3 мая было принято около 1,1 тыс. жалоб.
В Центре управлением региона также сообщили о резком росте числа обращений. Специалистами центра в соцсетях и на сайте Госуслуг с 19 апреля по 5 мая зафиксировано 1062 жалобы и сообщения, а за первые 18 дней апреля сообщений по этой теме было всего 321. Обращения от граждан фиксировали в региональном МинЖКХ, мэрии, Госжилинспекции.
Как сообщали региональные власти, в Новосибирске за последние недели ситуация с вывозом мусора улучшилась. Но в части районов проблемы решить не удалось.
Так, в Дзержинском районе на межпраздничной неделе 300 жителей поставили свои подписи под письмом, которое было направлено губернатору с жалобами на невывоз мусора и просьбами о смене регоператора.
В МинЖКХ организовали регулярный выезд сотрудников для контроля вывоза ТКО, рейды продолжаются. «Необходимо обращать внимание не только на факт соблюдения графика вывоза мусора, но и наличие ресурсов: людей, транспорта у перевозчиков, которые работают по контрактам с региональным оператором», — указал губернатор Андрей Травников.
Математика мусоровозов
Депутат Заксобрания Новосибирской области Вадим Агеенко уверен, что, несмотря на позитивные отчеты, проблема сохраняется. Из 80 заблокированных специализированных машин регоператор предложил всего около 20 взамен. Это в несколько раз меньше, чем необходимо.
«Регоператор не может априори решить эту проблему, чтобы вывезти такие объемы мусора, нужно достаточно большое количество машин, экипажей. Сейчас с районов снимают машины», — заявил в разговоре с РБК Новосибирск Агеенко.
Исполнительный директор ГК «Арктика Сити» Александр Волков оценил, что этих привлеченных машин с трудом хватит только на один из районов. «А нанимать неспециализированные машины это все равно, что топить печку акциями «Газпрома», чтобы согреться», — сказал он.
Парк мусоровывозящей техники в Новосибирске
По данным РБК Новосибирск на основе опроса источников из сферы вывоза ТКО, ответов ведомств и данных открытых источников, в начале апреля в городе на вывозе мусора работало одновременно около 195 машин, 60 из которых принадлежали АО «Энергосила» (холдинг МКС).
Сейчас в городе работает около 145 автомобилей. Недостаточность парка техники — около 25%, ее дефицит компенсируется работой круглые сутки. При этом юридически вывоз мусора ночью противоречит закону Новосибирской области «О тишине». Регоператор в ответе в редакцию сообщил, что собственные машины «Экологии Новосибирск» вывозят ТКО из Искитимского района и Бердска, не ответив на вопрос о численности парка.
В «ЭкоТранс-Н» пояснили, что парк, который возит мусор сейчас, по части позиций проигрывает по эффективности заблокированной за долги технике. Так, взамен 17 кубовых «ГАЗон Некст» на линию поставлены «Валдаи» на 9 кубометров. Мусор из бункеров сейчас в части районов вывозят бункеровозами, а раньше это делали портальные мусоровозы (ЗАО МКС). Первый за смену может вывести 6 бункеров, а второй — около сорока.
Проблема водителей
После блокировки 80 мусоровозов регоператор претензии по долгам отверг и предложил сотрудникам «ЭкоТранс-Н» использовать другую, по мнению водителей, не подходящую для вывоза мусора технику. Им была предложена работу в несколько смен. Люди, которые сочли предлагаемые условия неприемлемыми, уже месяц приходят в гараж компании, но не выходят в рейс. Регоператор обвинил работников в «незаконной забастовке» и «саботаже» работы. Работники 9 мая создали профсоюз, сейчас более 150 человек уполномочили его на представление своих трудовых интересов.
«Всего в «ЭкоТранс-Н» насчитывается 80 экипажей, взамен было предоставлено 22 машины. И даже если бы они ездили в две смены, то половина экипажей осталась бы без работы, — комментирует Дмитрий Бобков, водитель мусоровоза, глава профсоюза.– К тому же, в госконтракте между перевозчиком и регоператором четко как существенное условие указано, что вывоз мусора проводится с 8.00 до 22.00, чтобы не нарушать закон о тишине. То есть круглосуточно бригады работать не имеют права, в трудовом указано рабочее время — с 6.00 до 18.00. И это условие действует до сих пор».
По словам Бобкова, профсоюз направил руководству«ЭкоТранс-Н» требование обеспечить водителей необходимыми механизмами согласно договорам и требованиям должностных инструкций, выплатить зарплату в полном объеме за период вынужденного простоя, произвести индексацию зарплат и доначисления за сверхурочную и ночную работу за последний год. Глава профсоюза сообщил РБК Новосибирск, что представители ожидают создания примирительной комиссии, как положено по закону.
Причина конфликта
Компания «ЭкоТранс–Н», ставшая эпицентром апрельского скандала, имеет двух соучредителей. На 50% компания принадлежит ГК «ВИС», второй частью владеет компания, близкая к коммунальному холдингу МКС — АО «АМС менеджмент».
ООО «Экология-Новосибирск», имеющее статус регоператора в регионе, также принадлежит группе компаний «ВИС». «ЭкоТранс–Н» получил контракт на вывоз 75% отходов в Новосибирской области. Компания занимается вывозом отходов в семи районах Новосибирска и 28 районах области. Выбор аффилированной компании в качестве основного подрядчика в «Экологии-Новосибирск» объяснили «снижением рисков недопущения срыва торгов» в условиях экономической нестабильности.
ГК «Арктика Сити» — компания, имеющая в структуре мусоросортировочные заводы, и инфраструктуру для вывоза ТКО. ГК также входит в структуры холдинга МКС.
По словам Александр Волкова, представляющего АО «АМС менеджмент», в апреле ситуация обострилась из-за поведения соучредителей «ЭкоТранс-Н» из Группы «ВИС». «Гендиректор «ЭкоТранс-Н», зная о рисках, не платит за ремонт мусоровозов и их аренду, а направляет десятки миллионов по договору консультационных услуг собственному учредителю в Москву», — говорит Волков.
Согласно упомянутому договору, который есть в распоряжении редакции, «ВИС» оказывает «ЭкоТранс-Н» PR поддержку, бухгалтерские, юридические, кадровые и прочие подобные услуги. В письме в «ЭкоТранс-Н» генеральный директор ОАО «Энергосила» Андрей Базарнов констатирует: «Сорок пять миллионов рублей были перечислены в ГК «ВИС» как раз с 5 по 14 апреля 2022 года‚ вместо целевых платежей зa аренду мусоровозов и оплату прочим подрядчикам за вывоз мусора».
Многомиллионная проблема с баками
Одним из рисков невывоза мусора в Новосибирске на майские праздники директор «Экологии-Новосибирск» Лариса Анисимова назвала решение «снять 7 тыс. мусорных контейнеров» в Новосибирске, эти емкости принадлежат структурам ЗАО МКС.
«Контейнеры регоператор использовал бесплатно, — пояснил Волков. — Несмотря на неоднократные предложения заключить договор аренды на использование этой инфраструктуры». На совещании в правительстве в конце апреля регоператору было рекомендовано такой договор заключить, и он был заключен, но только на один месяц. «Сейчас в документе нет стоимости аренды, ее должна определить независимая экспертиза, — поясняет Александр Волков. — Будет ли этот договор продлен и сочтем ли мы предложенные условия приемлемыми, — неизвестно».
Баки и бункеры
В Новосибирске установлено более 20 тыс пластиковых и металлических мусорных контейнеров, около 550 мусорных бункеров и около 100 заглубленных контейнеров. Стоимость одного мусорного контейнера — около 15 тыс. руб, бункера — 60 тыс. руб. Из общего парка 7 тыс. принадлежат ЗАО «МКС», по данным регоператора, ему принадлежат также около 7 тыс контейнеров. «Экология-Новосибирск» не ответила на вопросы редакции по договору аренды контейнеров «Арктики» и о парке используемых ею контейнеров. Ранее озвучивались планы по приобретению регоператором контейнеров и доставки их в Новосибирск до 15 мая, при этом на 16 мая, судя из ответа «Экологии-Новосибирск», этого сделано не было.
«Как только не называли эту историю, — шантаж, саботаж. Но выходит странная ситуация, и странный бизнес, когда регоператор использует нашу инфраструктуру стоимостью в сотни миллионов бесплатно и отказывается платить за ее использование. — говорит Волков. — Мы инвестируем средства в приобретение мусоровозов, подбираем и обучаем персонал, выстраиваем работающую систему вывоза и контроля, но регоператор не платит аренду вовремя и готов уйти в судебные разборки с каждым из более чем двухсот работников, растрачивая дополнительные суммы за привлечение других подрядчиков. Регоператор должен двум компаниям из «Арктика Сити» суммарно более 700 млн руб., ясных перспектив возврата долга мы не видим. Сходная ситуация еще с парой десятков компаний-перевозчиков».
Банкротство регоператора
Вадим Агеенко также считает, что проблема возникла из-за хронического недофинансирования перевозчиков со стороны регоператора.
В настоящее время региональный оператор «Экология-Новосибирск» находится в стадии банкротства. В отношении него введено наблюдение. На момент подачи иска на самобанкротство «Экология-Новосибирск» заявляла о долге в размере более 1,8 млрд руб. На текущий момент в реестр включились менее десяти кредиторов с суммой чуть более полумиллиарда рублей.
В тоже время добавились новые аффилированные кредиторы, например, ПК «ВИС» и ООО «Компания проектного финансирования». Процедура наблюдения в отношении «Экологии-Новосибирск» продлится до 21 июля 2022 года. При этом этот срок может быть увеличен из-за продления всех необходимых процедур.
Управляющий партнер адвокатского бюро «Гребнева и партнеры» Ирина Гребнева считает, что попытка аффилированными лицами пробиться в реестр кредиторов будет сделана однозначно. Решение суда по этому вопросу будет зависеть, прежде всего, от активной позиции остальных кредиторов. «Если кредиторы промолчат, а суд не заметит аффилированности, то тогда такое может произойти. Но, как правило, суды даже по своей инициативе понижают таких кредиторов в реестре», — прокомментировала эксперт.
«Исход всего дела во многом будет зависеть от позиции собственника. Они могли бы найти ресурсы, чтобы решить эту проблему. Также многое будет зависеть от позиции кредиторов, готовы ли они будут пойти на какое-то мировое соглашение. Сама компания «Экология-Новосибирск» выглядит инструментальной, которая не имеет больших активов, но через нее проходят финансовые потоки», — считает гендиректор «Сибирской Юридической Компании» Сергей Карпекин.
По его мнению, нет оснований полагать, что платежеспособность регоператора произошла из-за ошибки в расчете тарифа или из-за гигантских неплатежей потребителей. «Но если все же проблемы возникли, то денежные средства могли привлекаться на другие проекты. Собственник должен быть заинтересован в восстановлении платежеспособности своей компании сейчас. В противном случае «Экология-Новосибирск» может потерять эксклюзивное право быть региональным оператором. Мне кажется, это не совсем разумно», — отметил юрист.
В начале года представители ГК «Вис» заявляли о готовности подключиться к урегулированию ситуации с долгами регоператора перед подрядчиками, так, в январе пресс-служба группы компаний заявляла о выделении около 700 млн руб. акционерных займов на улучшение работы регоператора. На вопрос РБК Новосибирск, были ли перечислены эти 700 млн. руб., ответа в ГК «ВИС» не предоставили, в пресс-службе регоператора тоже не подтвердили, что эти средства были перечислены.
Александр Волков видит в ситуации риски банкротства и самого «ЭкоТранс-Н». «У компании мало имущества, есть весомые долги перед субподрядчиками и перед учредителем — ГК «ВИС», — по займам. Основные активы компании — долги регоператора», — говорит он.
Смена регионального оператора
В ситуации, когда региональный оператор находится в процедуре банкротства и есть проблемы с вывозом мусора, депутат Заксобрания региона Вадим Агеенко на сессии предложил лишить «Экологию-Новосибирск» статуса регионального оператора.
«Если учесть, что основной перевозчик «ЭкоТранс-Н» и регоператор «Экология-Новосибирск» управляются одним владельцем — это группа компаний «ВИС», можно констатировать, что действующий регоператор и группа компаний «ВИС» ни финансово, ни организационно не способны надлежащим образом исполнять свои функции. Его деятельность приводит к регулярным сбоям вывоза мусора, что вызывает социальную напряженность», — заявлял Агеенко.
В п.40 Постановления Правительства РФ № 1156 говорится, что основанием для лишения регоператора статуса являются долги перед подрядчиками в размере одной двенадцатой части необходимой валовой выручки и многократные (2 раза и более) нарушения правил обращения с ТКО.
Как удалось выяснить РБК Новосибирск, общей сводной таблицы по жалобам на вывоз мусора в Новосибирской области нет, однако после суммирования данных о жалобах, редакция насчитала более 2,1 тыс обращений за конец апреля и начало мая. «Экология-Новосибирск» данных о суммарном числе жалоб за запрошенный период в редакцию не предоставила.
Также основанием для лишения статуса является задолженность в размере более чем 1/12 валовой выручки. Этот показатель у «Экологии-Новосибирск» на 2021 год — 4,19 млрд руб., то есть критичной является задолженность свыше 350 млн руб. При подаче иска на самобанкротство регоператор признал долгов в сумме около 1,8 млрд руб.
По мнению Агеенко, проблем со сменой оператора быть не должно. Вся процедура прописана в нормативных документах. Так, при лишении статуса прежний регоператор будет обязан исполнять обязанности, пока не изберут нового. Также министерство ЖКХ области может открыть свой счет и туда перенаправить все средства, которые поступают от граждан и организаций за вывоз мусора. На это дается три дня. Губернатор Андрей Травников 5 мая сообщал, что МУП «Спецавтохозяйство» является для региона «запасным» вариантом регоператора. О готовности МУП «САХ» взять на себя обязанности регионального оператора в конце прошлого года заявлял мэр Анатолий Локоть.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте