Какие риски несет животноводам новый «закон о навозе»
С 1 марта в России вступил в силу новый Федеральный закон «О побочных продуктах животноводства» (ППЖ) (№ 248-ФЗ), который регламентирует обращение с отходами животноводства и постановление правительства, определяющее требования по обращению с ППЖ (№ 1940).
Инициатива разработки и принятия закона принадлежит отраслевым союзам. Принятие закона нужно было для устранения противоречий в законодательстве, так как, несмотря на разъяснения Минсельхоза и Минприроды России
Росприроднадзор настаивал на том, что навоз в любом случае — отход, а значит надо получать лицензию для обращения с ним, рассказал заместитель генерального директора Национального Союза свиноводов Владимир Курленко.
В российском законодательстве имелись правовые пробелы, которые позволяли относить навоз и помет к отходам. В частности, в классификаторе отходов содержатся все виды навоза и помета, и в какой-то момент Росприроднадзор стал трактовать эту норму так: образование навоза у сельхозпредприятий равняется образованию отходов. Необходимо было получать лицензию на деятельность по обращению с ними. Это очень сильно усложняло и удорожало деятельность предприятий. Доходило до того, что сельхозполя приравнивались к полигонам по захоронению отходов.
По словам директора Чикской птицефабрики Андрея Биля, принятый закон дисциплинирует птице- и животноводов. «Закон должен быть: хороший он или плохой — это другой вопрос. Все-таки отходы — это обоюдоострый продукт. Они могут быть удобрением, а могут быть ядом, который убивает все живое при чрезмерном применении», — сказал Биль.
На основании новых норм животноводы смогут самостоятельно выбрать, к чему отнести навоз, помет и стоки при выращивании скота и птицы, а также подстилку: к отходам или возможному удобрению. Животноводы обязаны складировать побочные продукты в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды и санэпиднорм. Если требования по обращению с ППЖ нарушаются, их признают отходами.
В 2023 году сельхозпроизводители обязаны до 1 мая уведомить Россельхознадзор об отнесении веществ к ППЖ или отходам. В пресс-службе Управления Россельхознадзора по Новосибирской и Томской областям сообщили, что за март—апрель от сельхозпроизводителей поступило 400 уведомлений.
Риски и последствия
В Новосибирской области действует 585 сельхозпредприятий, в том числе 215 сельхозорганизаций и 370 крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей.
Каждый год в регионе навоз образовывается в объеме 4,1 млн тонн. При этом на долю сельхозпредприятий приходится 3,6 млн тонн, остальное — на крестьянско-фермерские хозяйства и индивидуальных предпринимателей.
Согласно требованиям № 248-ФЗ, для отнесения навоза или помета к побочным продуктам животноводства, производству нужно соответствовать ряду критериев. Так, отходы должны выдерживаться в соответствии с утвержденными на предприятии техническими условиями; на предприятии должны быть отделены хозяйственно-бытовые стоки, а также созданы площадки для компостирования твердых фракций навоза.
«По Новосибирской области необходимо построить 727 бетонных навозохранилищ для крупного рогатого скота общей площадью 698 тыс. кв. м и мощностью хранения и переработки 3,1 млн тонн в год», — рассказали в РБК Новосибирск в пресс-службе регионального Минсельхоза. Помимо бетона, хранилища для навоза можно делать из герметично сваренных пленочных материалов. Также площадка для хранения отходов может иметь глиняную подушку толщиной не менее 20 см.
В целом на создание площадок для хранения побочных продуктов животноводства в Новосибирской области потребуется суммарно 14 млрд руб., подсчитал член комитета по аграрной политике Заксобрания Новосибирской области Александр Тепляков.
Спикер Новосибирского Заксобрания Андрей Шимкив полагает, что необходимо установить переходный период в части исполнения Закона № 248-ФЗ, который дал бы возможность сельхозпредприятиям подготовить документацию, определиться с участками и средствами на строительство. По убеждению депутатов Новосибирской области, до момента принятия данных изменений нужно ввести мораторий на административные взыскания за неисполнение законодательно установленных требований.
Глава Чикской птицефабрики Андрей Биль также считает, что закон требует доработки. «Крупные комплексы, на несколько тысяч голов, справятся с требованиями закона, но небольшие хозяйства, которые содержат до нескольких сотен голов скота, сейчас, даже с господдержкой, еле концы с концами сводят. Если по ним ударить требованиями закона, то им станет совсем тяжело», — сказал птицевод.
Ответственность
Новый закон налагает ответственность за нарушение порядка обращения с ППЖ в виде отнесения их к отходам, их перечень установлен отдельным распоряжением. В свою очередь, нарушения правил обращения с отходами подпадает под действие другого ФЗ «Об отходах производства и потребления», которым предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность.
Нарушением будет считаться, например, если аграрий разместит на полях непереработанный навоз, который содержит вредные бактерии, патогены. При этом, как отмечает Александр Тепляков, четких критериев оценки вреда почве и воде сейчас нет. «Нужно отменить нынешний абстрактный порядок расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, и с привлечением науки представить точные расчеты реального ущерба, который наносится плодородию почв, населению и окружающей среде при применении традиционной технологии складирования и утилизации навоза КРС в буртах», — говорит он.
Судебные тяжбы об ущербе
Такая же проблема характерна и для судебных процессов между ведомствами и крупными агропредприятиями. Так, ущерб за негативное воздействие на окружающую среду птицефабрикой «Евсинской» прокуратура определила в 1,23 млрд руб, а Искитимский районный суд отказал во взыскании этой суммы, удовлетворившись проведенными птицефабрикой восстановительными мероприятиями и наложенными штрафами. По решению суда, предприятие должно рекультивировать почву в течение пяти лет, из которых три года уже прошло. В случае с птицефабрикой «Ново-Барышевской» ущерб был определен в сумме 550 млн руб, а оштрафовали фабрику на 55 тыс. руб. На данный момент природоохранная прокуратура обратилась в суд о восстановлении нанесенного вреда, а предприятие разрабатывает проект рекультивации земель и готовится к возмещению вреда в натуральном виде. Последняя громкая история касается инцидента в Колывани — компании «Сибагро» сначала был вменен ущерб в 23 млн руб., но потом пересчитан до 2,9 млрд руб., то есть увеличился в 150 раз.
Надзорные органы, требуя денежную компенсацию за негативное воздействие на окружающую среду, определяют ее размер слишком абстрактно — от десятков тысяч до миллиардов рублей, отметил старший юрист юридического бюро Sollars Евгений Карпов.
По его словам, существует два сценария развития событий. В первом случае предприятие получает чрезмерно завышенное требование денежной компенсации, которое не соответствует негативным последствиям. Это приводит к громким судебным процессам и дополнительным издержкам. Однако в итоге суд принимает решение: достаточно рекультивировать почву или осуществить другие восстановительные мероприятия.
Во втором — размер компенсации нанесенного вреда окружающей среде во время судебного дела многократно повышается, а итоговая сумма определяется судом. «При этом суд вышестоящей инстанции может это решение изменить, определив другую сумму», — объяснил Карпов.
Заместитель генерального директора Национального Союза свиноводов Владимир Курленко уверен, что громкие заявления правоохранительных органов приносят агропредприятиям серьезные репутационные потери.
Виной этому, считает Курленко, несовершенство методик, например, Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238. Это приводит к отсутствию четкого понимания порядка возмещения вреда окружающей среде и подхода к определению вреда, соразмерного его последствиям и реальной стоимости восстановительных мероприятий.
Эксперты отмечают, что практика по правоприменению ФЗ «О побочных продуктах животноводства» будет нарабатываться в ближайшие годы и оценить в полной мере все последствия и «шероховатости» новых норм возможно только спустя несколько лет.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте