Госдума приняла решение о создании в Новосибирске двух новых судов
Ранее эту инициативу одобрил Верховный суд. В законопроекте, который в третьем окончательном чтении приняла Госдума во вторник 17 июля, идет речь о создании на основе экстерриториального принципа обособленных надрегиональных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. «Возникла объективная необходимость создания в РФ структурно самостоятельных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, деятельность которых не будет осуществляться в том же субъекте РФ и тем более в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции», — указано в сопроводительных документах к новому законопроекту.
Управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры» Виталий Ветров в беседе с РБК Новосибирск объяснил, что в задачи законопроекта входит исключение влияния обстановки в регионе на решения судей и повышение эффективности их работы.
Сейчас решение вынесенное одним из районных судов можно оспорить в областном суде, если его решение участники сочтут несправедливым, то по закону должно следовать обращение в президиум того же областного суда с кассационной жалобой. При этом эти документы рассматривают разные судейские составы, подчиняющиеся одному председателю суда.
«Сейчас количество пересмотренных в рамках апелляции и кассации судебных решений в Новосибирском областном суде весьма невелико», — комментировала РБК Новосибирск юрист Екатерина Семенова.
В Новосибирске согласно законопроекту будет расположен кассационный военный суд и пятый апелляционный суд. «Согласно первоначальной версии законопроекта пятый апелляционный суд общей юрисдикции предлагалось создать в Томске, однако в итоге было принято решение о размещении суда в г. Новосибирске», — сообщает пресс-служба Новосибирского областного суда.
По пояснениям Семеновой, теперь функции апелляции лягут на Пятый апелляционный суд, который будет в Новосибирске, а на кассацию дела нужно будет направлять в Восьмой кассационный суд в Кемерово. «Это может повлечь дополнительные издержки для участников дела», — прокомментировала новый закон Семенова. Также новый закон увеличит затраты для прокуроров, которые должны присутствовать на рассмотрении дел.
Пояснительные документы к законопроекту сообщают, что формирование штатной численности создаваемых судов будет осуществляться в том числе за счет перевода судей и сотрудников аппарата из судов областного звена. Правовой портал pravo.ru со ссылкой на одного из инициаторов законопроекта председателя Комитета ГД по государственному строительству и законодательству Павла Крашенинникова сообщает, что председатели новых судов должны быть утверждены до 15 октября 2018 года. Сами учреждения должны заработать не позже 1 октября 2019 года.
Согласно финансово-экономическому обоснованию закона, введение должностей государственной гражданской службы в федеральных апелляционных судах будет осуществляться за счет сокращения аналогичных должностей в судах областного звена. При этом сокращению подвергнутся ряд гражданских служащих судов и самих судей.
Согласно документу, примерно полутора тысячам госслужащих судов необходимо выплатить компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания, средний размер которой оценен в 97,6 тыс. руб.
Дополнительные расходы, связанные с переездом судей и членов их семей оценены в 100 тыс. руб. в каждом случае. «В случае отказа судьи от перевода он имеет право на выход в отставку на общих основаниях. В этом случае ему также выплачивается компенсация в размере 12 ежемесячных денежных вознаграждений по последней должности», — указано в документе.
Таким образом для «отказника»-кассационного судьи с учетом отчислений во внебюджетные фонды предусмотрены выплаты в размере 4,4 млн. руб., а для судьи апелляционной инстанции — 4,34 млн. руб. Всего дополнительные расходы Судебного департамента, связанные с созданием федеральных апелляционных судов и кассационных судов, могут составить 4,39 млрд руб.