Снег пойдет: эксперты оценили, грозят ли дорогам Новосибирска проблемы
Как замечает секретарь Авто-Мото Ассоциации, общественник Алексей Носов, ситуация с уборкой дорог далека от совершенства: «В ГИБДД есть сумма штрафов, которые были выставлены мэрии за ненормативное содержание дорог в зимний период — и эта сумма астрономическая». В мае 2017 года глава департамента транспорта мэрии Новосибирска Сергей Райхман, отвечающий в том числе за уборку магистральных улиц, подал заявление на увольнение. Как сообщает источник РБК Новосибирск, одной из причин увольнения была и «снежная» проблема.
В прошлому году эксперты из ОНФ комментировали, что много нарушений в порядке снегоочистки идет из-за некачественной работы подрядчиков: конкурсы по зимнему содержанию улиц выигрываются с ценовым демпингом, а за ошибки подрядных организаций их практически не наказывают. Еще одной из причин «снежных» проблем города глава Жилинспекции Новосибирской области Евгений Пономарев называл незакрытую потребность города в технике и запасных частях для нее, а также отсутствие общего системного подхода к выполнению работ.
Торги и подрядчики
Координатор регионального проекта ОНФ «Дорожная инспекция. Карта убитых дорог» Александр Стефанов замечает: «Основное проблемное место контрактной системы это принципы отбора поставщиков и возможности по ведению претензионной работы. А именно отбирают тех, кто предложит меньшую цену». По данным анализа результатов конкурсов по зимнему содержанию дорог в Новосибирске по 44-ФЗ демпинг по цене может доходить до 30%. Так, по результатам аукциона, проводимого МКУ «Калининское», с начальной ценой контракта в 8 млн руб., выиграла компания, предложившая 6 млн руб., — снижение цены составило 26%. Такой демпинг, предполагает председатель комиссии по городскому хозяйству Игорь Кудин, приводит к тому, что компания, заполучившая контракт по нерыночной цене, нанимает под него субподрядчиков за еще меньшую цену. При этом снижение стоимости работ достигается за счет однозначного ухудшения качества работ. Финансовую ответственность за низкое качество уборки снега подрядчик в большинстве случаев не несет.
Стефанов также отмечает, что при существующей системе не оценивается ни репутация, ни ресурсы компании, наличие техники, штата. «Конкурировать должны равные. А когда фирма-однодневка с капиталом в 10 тыс., выигрывает ценой в конкурсе с крупной компанией, имеющей репутацию и ресурсы — проигрывает в первую очередь государство», — считает он.
Судя по ответу пресс-центра мэрии, никаких проблем в этом поле сами чиновники не находят. Контроль за качеством работ осуществляется силами муниципального казенного учреждения (МКУ) района, в котором эти работы проводятся. По словам Кудина, некие списки «нехороших» подрядчиков существуют. Представители мэрии пояснили, что в прошлом году ни один район в список недобросовестных подрядчиков не вносил. «Недоработки со стороны подрядчика устранялись в течение суток с момента выявления, возникающие проблемы решались в рабочем порядке», — говорится в ответе мэрии.
Позицию Стефанова поддерживает и секретарь Авто-Мото Ассоциации, общественник Алексей Носов. По его мнению, районам необходимо четко формулировать контракт и обязательно прописывать в нем штрафные санкции.
Потребность в технике
Мэрия отмечает, что основные проблемы при работе с подрядчиками возникают из-за нехватки погрузочно-разгрузочной техники при выпадении большого количества снег. Главной причиной некачественной очистки дорог от снега мэрия называет бесконтрольно и повсеместно припаркованные автомобили, которые мешают проведению уборок проезжих частей и парковок.
Дефицит уборочной техники в мэрии подтверждают. Например, в ДЭУ-3 по словам главного инженера Николая Анистарова, износ техники составил 80%, а пятая часть техники находится на ремонте. Всего в прошлом году парк уборочной техники составлял 466 единиц. В этом году мэрия возьмет в лизинг на пять лет дополнительно еще 50 машин. Бюджету это обойдется в 400 млн руб. «На наших предприятиях очень высокий износ техники, поэтому по заявкам ДЭУ, мы приняли решение закупки в лизинг специальной техники. Это позволит на восемь процентов обновить автопарк», — отметил мэр Новосибирска Анатолий Локоть. В число новых машин войдет комплексная техника, пылесосы и погрузчики снега.
На сегодняшний день по словам начальника жилищной инспекции Евгения Пономарева со ссылкой на данные рапортов, 98% техники подготовлено к зиме. «Зима покажет степень готовности. И никогда нельзя забывать о том, как сложно организовать работу техники в две смены. Часто просто не хватает людей — опять же проблема системного подхода», — говорит он.
Читать по теме: Интервью: Проблема с уборкой снега в Новосибирске в отсутствии системы
Внимание к условиям
Как замечает Стефанов, за год система не поменялась: новых норм и правил принято не было, критерии оценки и порядок приемки не изменялись. «Фактически районы не имеют возможности избавиться от недобросовестных поставщиков», — подытоживает Стефанов.
Одним из способов воздействия на подрядчика должна стать работа над формированием контрактов, считает Пономарев. «Нужно подходить к формированию контрактов креативно. Например, составлять заказы таким образом, чтобы подрядчик работал в нескольких жилмассивах одновременно. В таком случае однодневка не успеет перетаскивать свой небольшой штаб техники и ее можно будет отстранить».
Позицию Пономарева поддерживает и Носов: «Надо тщательно расписывать суммы, с учетом роста цен, максимально подробным образом прописывать контрольные процедуры, с указанием всех штрафных санкций. В таком случае кто бы ни решил ценник уронить — надолго не задержится».
Как сообщил Игорь Кудин, единого списка «ненадежных» подрядчиков по городу не существует. При этом подобная практика распространена по всей стране. «Сейчас на уровне Минстроя принимается решение о вносе пункта «квалификация или опыт работы» в условия контракта программы «Городская среда». Но в сфере уборки подобное пока не предлагается», — делится он.