Интервью: решить вопрос с дефицитом антибиотиков можно за пару месяцев
Дефицит антибиотиков и препаратов, применяемых при лечении последствий коронавируса, констатировали представители власти и медицинского и фармацевтического сообщества.
При этом в федеральном Минпромторге РБК сообщили, что в первом полугодии по отношению к тому же периоду прошлого года производство левофлоксацина выросло на 111%, ингавирина — на 72%, азитромицина — на 87%, триазавирина — на 153%, умифеновира — на 147%, клексана — на 413%.
Генеральный директор новосибирской фармкомпании Renewal («ПФК Обновление») Владлен Калустов — о перспективах решения проблемы.
— Как вы считаете, можно ли решить вопрос с дефицитом антибиотиков увеличением выпуска этой группы препаратов на отечественных заводах?
— Корень проблемы локального дефицита антибиотиков заключается не в производственных потенциалах, а в неспособности системы оперативно реагировать на возникающие рыночные шоки.
Есть товаропроводящая цепочка. Учитывая высокую частоту поставок продукции от дистрибьютора в аптеку, а также экономику аптечной деятельности, никто не держит избыточные товарные запасы (1-2 месяца). Особенно по тем продуктам, где сезонность в обычных условиях предсказуема.
Дефицит антибиотиков связан не с фактическим потреблением, а со страхами и покупкой впрок, поэтому прогнозировать спрос на будущее невозможно.
В аптеках сейчас люди закупают «тяжелые» антибиотики, обычно выпускаемые в небольшом количестве, за несколько недель ажиотажа спрос на них вырос в разы. Подстроиться к такому спросу оперативно не выйдет из-за логистического плеча длиной в 4-6 недель. На таких дистанциях, когда товар производителя придет в аптеку, он уже никому не будет нужен.
— Решен ли вопрос с маркировкой? Не создает ли это сейчас проблем?
— Сложности в дистрибьюторском и аптечном звеньях призван решить уведомительный порядок маркировки, введенный парой недель ранее — он исключит те звенья системы мониторинга движения лекарственных препаратов, работа которых ставит под угрозу обеспечение продукцией населения. Производители в свою очередь по-прежнему обязаны маркировать выпускаемую продукцию, что считаем правильным.
— Можно ли оперативно ввести дефицитные препараты в протоколах лечения коронавируса в номенклатуру фармпредприятий, которые ранее их не производили?
— Если предприятие имеет технические условия и лицензию на выпуск соответствующих классов продукции, то оперативное введение в номенклатуру возможно. В данный момент ПФК «Обновление» ведет переговоры с уполномоченными ведомствами по ускоренной регистрации таких препаратов для закрытия возникшего лекарственного дефицита. Надеемся на поддержку региональных органов власти.
— Какова маржинальность антибиотиков и ситуация с сырьем для них?
— На рынке дефицит готовых лекарственных форм азитромицина, левофлоксацина, цефтриаксона и других.
Экономика производства по каждому из продуктов своя, среднерыночная маржинальность находится на уровне 10-15% с некоторым запасом относительно предельных цен ЖНВЛП.
По сырью все зависит от правильного планирования закупа и управления остатками. При этом по препаратам, числящимся в ближайших производственных планах Renewal (в случае успеха ускоренной регистрации), дефицита сырья на рынке мы не наблюдаем.
Страны происхождения активной фармацевтической субстанции — это Россия, Индия, Китай, Испания, Германия. Волатильность цены имеет место быть в силу значительного изменения курса национальной валюты. Однако, считаем, что на решение предприятий о продолжении выпуска в текущих условиях это повлиять не должно.
— Можно ли производить эти препараты на тех же линиях, что и другие лекарства?
— Оборудование для производства не является в широком смысле этого слова уникальным. Однако производственные условия не позволяют производить некоторые из антибиотиков совместно с другими лекарственными препаратами, в том числе и друг с другом. Производственные помещения в ряде случаев должны быть выделенными, как и используемое оборудование.
— Какие разрешения необходимо получить, чтобы запустить производство азитромицина или левофлоксацина?
— Производитель обязан иметь лицензию на производство препаратов определенных классов. При ее наличии регистрация препарата в обычных условиях может занимать до 2 лет. Как было сказано, надеемся, что органы власти будут способствовать ускорению процесса регистрации, учитывая складывающуюся обстановку.
— Дженерики препаратов обычно производятся несколькими десятками компаний. Можно ли по кривой заболеваемости в определенных регионах понять, сколько препарата приобретут, как пойдут продажи?
— Есть несколько факторов, которые не позволяют оценить возникающую потребность в препаратах по кривой заболеваемости. Во-первых, действительность не совпадает со статистикой. Количество диагностируемых случаев коронавирусной инфекции отличается от количества пациентов, переносящих заболевание в амбулаторных условиях без соответствующей диагностики, но применяющих указанные препараты. В каждом конкретном регионе это различие разительно.
Во-вторых, купленные населением лекарственные препараты не всегда применяются, часто идут в домашнюю аптечку «на всякий случай». Особенно такое поведение характерно в условиях возникающего дефицита, что еще больше осложняет прогнозирование спроса на основе кривых заболеваемости в регионах, где оно не отражено.
— Как вы считаете, за какое время можно решить вопрос с дефицитом препаратов в регионе?
— В каждом отдельном случае и регионе своя ситуация. По ряду препаратов проблема может быть решена только в среднесрочной перспективе. По остальным — в течение 1-2 месяцев.
АО «ПФК «Обновление» — основано в 1997 году в Новосибирской области. Компания занимается производством лекарственных препаратов под брендом Renewal. Генеральным директором является Владлен Калустов. На конец 2019 года выручка компании составила 5,1 млрд руб., чистая прибыль — 239,2 млн руб.
Предприятие имеет две производственные площадки: в Новосибирске и р.п. Сузун. «ПФК Обновление» выпускает таблетированные, инъекционные, сыпучие лекарственный препараты, глазные и назальные капли, растворы, настойки, всего более 130 наименований. Доля компании на российском рынке в сегменте лекарственной продукции стоимостью до 100 рублей — около 10%. Техническое покрытие Renewal — более 90% территории РФ.