«Черные списки» банковских клиентов: работает ли механизм реабилитации
В последнее время «черные» списки стали проблемой, обретающей все большие масштабы. В подобные списки заносят клиентов — физических и юридических лиц, которым отказали в проведении операций или в обслуживании из-за подозрений в нарушении «антиотмывочного» закона (115-ФЗ).
За 9 месяцев прошлого года по статистике Центробанка, новосибирскими банками направлено более 33 тыс. сообщений об отказах, из них около 85% - за июль-сентябрь, в течение которых банки получают информацию из Росфинмониторинга. В Сибирском федеральном округе Новосибирск занимает лидирующие позиции, на его долю приходится около 70% всех сообщений об отказах.
Вносимые законом изменения позволят реабилитировать граждан, которые добросовестно работают, но по определенным причинам попали в список потенциально недобросовестных клиентов.
В рамках законодательных новелл прописан алгоритм реабилитации лиц из черных списков. Люди должны обратиться в финансовую организацию и представить документы. После этого продолжать проводить операции по банковскому счету. Если после предоставления документов банк отказывается продолжать операции по счету, лицо из списка может обратиться в специально созданную межведомственную комиссию с жалобой. Решение комиссии будет для банков, кредитных и финансовых организаций обязательным.
РБК Новосибирск попросил у экспертов рассказать, изменилось ли что-то с «черными» списками в Новосибирске.
Марина Асаралиева, первый заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России:
— Само понятие «черного» списка неправовое. Сведения, предоставляемые органами госуправления банкам, служат лишь информацией о том, что в действиях конкретных экономических субъектов есть признаки совершения сомнительных операций. Такая информация не является инструкцией и, даже, не является рекомендациями, например, к закрытию счетов или отказу в оказании банковских услуг.
«Разумный» банк, дорожащий бизнесом и клиентами, всегда постарается разобраться и запросит у клиента документы, которые прояснят цели и характер такой операции. Если банк заблокировал счет или отказал в проведении операций и не запросил каких-либо пояснений, документов, клиенту надо письменно запросить в банке причины подобных действий. Ответ банка может прояснить ситуацию. На практике имеет место ситуация, когда банки «перестраховываются» и отказывают клиентам только на том основании, что они являются фигурантами перечня, получаемого от Банка России. Это ответственность конкретного банка по отношению к своему клиенту.
Механизм исключения сведений о добросовестных клиентах банков из базы данных об отказах работает. Банки могут аннулировать направленные в Росфинмониторинг сведения об отказниках, которые попали в список из-за ошибок и отказов, не связанным с наличием риска отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Механизм предусмотрен методическими рекомендациями Банка России и Росфинмониторинга.
Кроме этого, банкам рекомендовано определить подразделение или сотрудника, уполномоченных рассматривать жалобы клиентов и принимать по таким случаям взвешенные решения. Качество и эффективность реализации кредитными организациями полномочий по отказам, а также результаты рассмотрения ими связанных с этим жалоб находятся в зоне пристального внимания Банка России и учитываются регулятором при анализе деятельности банков.
Наталья Лебедева, руководитель кредитно-кассового офиса «Сибирь», АО «Альфа-Банк»:
— Механизм реабилитации в Альфа-Банке существовал всегда, у клиентов есть возможность предоставить документы обосновывающие характер и источник поступлений на счет физ. лица, Банк рассматривает данные документы и принимает решение о снятие ограничений.
Кардинальных изменений на данный момент мы не видим, сейчас, как и ранее у клиентов была возможность предоставить запрашиваемые документы в банк. На основании данных документов Банк принимал решение по каждому клиенту индивидуально. Возможно, так как изменения вступили не так давно, клиенты не знают о такой возможности.
Евгений Бурденюк, генеральный директор ГК «Отелит Development», сопредседатель НРО ООО «Деловая Россия»
— Я думаю, что ждать каких-то быстрых последствий принятия данного закона не стоит, реальный эффект, на мой взгляд, будет не раньше, чем через полгода. Но то, что уже появились положительные результаты — это большой шаг к формированию честных и экологичных правил ведения игры на финансовом рынке. Государство заставляет правильно и честно вести бизнес, но при этом дает возможность исправлять ошибки, если они были допущены. Не заставляет ставить крест на предпринимательской деятельности, если попал в черные списки, допустим. Это и есть честная игра, на мой взгляд. Поэтому мы, как предпринимательское сообщество, с позитивом смотрим в будущее и надеемся на то, что честные правила на финансовом рынке позволят нам расти и развиваться.