ОСАГО в Новосибирске: искусственный дефицит и нарушение прав потребителей
О ситуации с ОСАГО в Новосибирске рассказали эксперты на пресс-конференции 18 мая.
Руководитель регионального отделения Федерации автовладельцев России Вячеслав Ашурков сообщил, что за последние пару месяцев в Новосибирской области появилась тенденция навязывания страховых услуг.
«Люди жалуются, что помимо 6-8 тыс. руб. за полис их вынуждают покупать дополнительные страховки. В Новосибирске это привело к тому, что из-за отказа от дополнительных страховок филиалы некоторых компаний начали сокращать продажу страховых полисов, формируя искусственный дефицит», — сказал Ашурков.
Спикер объяснил, что в этой ситуация возникает вопрос нарушения закона о защите прав потребителей.
«Государство требует, чтобы автолюбитель приобрел полис ОСАГО, но у страхователя нет возможности его получить», — объяснил Ашурков.
Директор филиала ПАО «Росгострах» Артем Сычев пояснил, что кросс-продажи — это нормальная практика для страховщика.
«Мы компания, которая занимается не только ОСАГО, у нас более 50 видов страхования, и мы мотивируем менеджеров продаж на предложение клиентам добровольных видов страхования. Кто-то воспринимает это как навязывание, кто-то как предложение», — отметил он.
Самочувствие ОСАГО в Новосибирске
Директор новосибирского «Росгосстраха» Артем Сычев рассказал, что на региональном рынке ОСАГО есть две противоположные тенденции. По его словам, с одной стороны речь идет о повышении убыточности, связанном с автоюристами, которые взыскивают с компаний большие суммы в судах. С другой — об ужесточение требований со стороны регулятора. Как итога: за первый квартал у 25 компаний выплаты превысили сборы.
Сычев отметил, что ситуация на рынке Новосибирской области более стабильная, чем в в других регионах, поэтому установленного для региона тарифа по ОСАГО достаточно. С другой стороны, по его словам, ощущается, что большое количество страховщиков испытывают проблемы с автогражданкой.
«В 1 квартале этого года мы продали 62 тыс полисов ОСАГО. При этом в наших офисах формируются огромные очереди, где 70% страхователей — клиенты других компаний. Естественно, что в такой ситуации мы «ловим негатив»: мы просто физически не готовы сразу переварить такой поток», — добавил Сычев.
Натуральное возмещение
В конце марта президент Владимир Путин подписал поправки в закон об ОСАГО, заменяющие в ряде случаев выплату средств по страховке ремонтом пострадавшей машины за счет страховщика. Сычев отметил, что натуральное возмещение — это шаг в правильном направлении.
«У нас уже есть опыт работы в таком формате: по КАСКО мы таким образом урегулируем 100% убытков. Ни жалоб, ни судов нет, — констатировал он. — По ОСАГО, посмотрим, в ближайшие 7-8 месяцев будем выкручиваться», — отметил спикер.
По его словам на сегодня в «Росгостраха» заключены договоры с 20 станциями техобслуживания, но если обращения за натуральным возмещением обретут массовый характер, то «обеспечить спрос с должным качеством рынку будет сложно, а за него, по закону, отвечает страховщик».
По данным Сибирского ГУ ЦБ, за 2015 год из регионов округа в управление поступило порядка 1700 обращений граждан, связанных с навязыванием страховых услуг или отказом в продаже полиса. В 2016 году их было менее 1000. За 1 квартал 2017 года тенденция спада жалоб сохраняется. Основная тематика обращений — коэффициент безубыточности, около 200 жалоб, связано со сложностями в получении электронных полисов.