Перейти к основному контенту
Мнения ,  
0 

Мнение: почему в Сибири не строят платные автодороги

Почему в Сибири с ее тысячекилометровыми трассами практически нет проектов платных автодорог — в материале
Фото: Алексей Куденко / РИА Новости
Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

Преимущество платной автодороги — качественное покрытие, повышенная безопасность, придорожный сервис, возможность ехать на высокой скорости и точно прогнозировать срок прибытия в конечный пункт.

Протяженность платных автодорог в России составляет на 2021 год около 2 тысяч километров, это менее 3% от общего объема всех дорог.

Платные автодороги действуют в 16 субъектах Федерации: Амурской, Воронежской, Калужской, Новгородской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Псковской, Ростовской, Рязанской, Тверской, Тульской областях, Краснодарском крае, Хабаровском крае, Удмуртии и в Санкт-Петербурге.

Сейчас на различных стадиях реализации находятся более 40 проектов платных дорог. Так, в 2024 году должны запустить движение по платной скоростной дороге М-11 и М-12 от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга.

В 2000-2011 годах взималась плата за проезд по трассе «Алтай — Кузбасс» в Алтайском крае, с 1997 года до 2011 года платным новый мост через Обь в Барнауле. Отменяя плату за проезд по дорогам и мостам, губернатор Алтайского края Александр Карлин заявил, что минусов в платном проезде на этих участках дорог было больше, чем плюсов при том, что взимание платы за проезд было оправданным и частично компенсировало затраты на строительство объектов.

В Новосибирске в 2024 году сдадут четвертый мост через Обь, который строится по концессии. Проезд по нему будет стоить от 100 до 300 рублей.

Мнение: почему в Сибири не строят платные автодороги

В чем проблемы в строительстве платных дорог в Сибири и почему такие проекты за Уралом малорентабельны, РБК Новосибирск рассказал Максим Луньков, директор сектора инфраструктуры и развития городов, ГК «Спектрум», которая специализируется в инжиниринговых услугах на масштабных проектах платных автобанов.

— Развитие высококлассных платных дорог в рамках проектов Концессий не всегда идет быстрее, чем при строительстве за счет государственного бюджета. При этом платная автодорога предполагает, что ею будут пользоваться интенсивно, в проекте закладывается прогнозный платежеспособный спрос как от населения, так и от бизнеса, который получает дополнительную прибыль благодаря сокращению времени на перевозку и развитие новых территорий. Пока в Центральной России такой спрос существенно выше, чем в регионах Сибири.

Также играют роль технические особенности. В Сибири при проектировании и строительстве автодорог необходимо учитывать сложную логистику доставки оборудования и материалов, сложные погодные условия и наличие участков вечной мерзлоты. Плюс в Сибири эксплуатировать автодороги сложнее, здесь и затраты на уборку снега, поддержание технических характеристик полотна.

В целом эксплуатационные затраты и затраты на строительство дорог в Сибири сравнительно выше, чем в центральной части РФ, но при наличии достаточных средств со стороны государства это не помешает концессионерам реализовать множество новых проектов.

Надо понимать, что в России платные автодороги — они только наполовину частные, без дотаций из бюджета и капитальных грантов обходится редко. Система взыскания платы — это некая помощь в строительстве, способ возмещение понесенных капитальных затрат. Есть вопрос, что делать, когда концессии закончатся, потому что «перевесить» затраты на дальнейшее содержание и эксплуатацию этих дорог через прямые и косвенные затраты на пользователей вряд ли удастся.

Ранее эксперты РБК Новосибирск отмечали, что в России и особенно в Сибири важно развивать строительство дорог с цементобетонным покрытием.

«Трассы, возведенные с использованием цементобетона, служат до полувека, ремонт им необходим лишь раз в 10-12 лет, — рассказывал первый вице-президент АО «ХК «Сибцем» Геннадий Рассказов. — Для таких дорог не потребуется вводить ограничения по массе транспортных средств и нагрузкам на ось, что заметно удешевит автодоставку товаров. Строительство цементобетонных дорог целесообразно и с точки зрения безопасности: они обеспечивают высокое сцепление, лучшую видимость и снижение потребления топлива».

Если говорить о перспективах строительства автомобильных дорог из цементобетона, то действительно, в Сибири есть недозагруженные мощности по производству цемента. В части стран, где такое строительство популярно, например, в США, много дорог делают таким способом. При этом в России, где в рамках строительства одной из автотрасс ГК «Автодор» был построен экспериментальный участок цементобетонной дороги, опыт такого строительства нельзя назвать успешным: вскоре на полотне появились неровности и колейность, ехать стало некомфортно. С точки зрения технологий, делать такие дороги сложнее, а низкие расходы на эксплуатацию в российских условиях доказать пока не удалось.

С точки зрения текущего ремонта, асфальтовую дорогу можно отремонтировать буквально за три дня, я говорю о замене верхнего слоя (слоя износа). Чтобы отремонтировать асфальтобетонную дорогу, уйдет существенно больше времени и это выйдет дороже. В целом есть мнение, что если в стране нет собственных запасов нефти, то логичнее использовать цемент для строительства автодорог, а при всех особенностях в России, безусловно, есть возможности по производству высококачественных битумов.

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама. ООО «БОРК Импорт»

Лента новостей
Курс евро на 21 декабря
EUR ЦБ: 106,54 (-1,41)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Курс доллара на 21 декабря
USD ЦБ: 102,34 (-1,08)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Все новости Новосибирск
В Кремле пообещали ответить на запрос Абхазии о поставке электроэнергииПолитика, 20:05
Депутат Рады заявил о трех новых требованиях МВФ к УкраинеПолитика, 20:00
В Польше сочли провокацией размещение флага УПА на переданных Киеву БТРахПолитика, 19:53
Беглов показал проект будущего мемориала в честь битвы за ЛенинградПолитика, 19:50
Сколько стоит взломать ваш бизнес. ТестРБК и Кибериспытание, 19:45
Песков отреагировал на допуск российских фигуристов к отбору на ОлимпиадуСпорт, 19:41
В Москве задержали бывшего замминистра просвещения по делу о хищенииОбщество, 19:39
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
СКА в овертайме обыграл «Адмирал» в матче КХЛСпорт, 19:34
Хинштейн решил организовать проверку курской Корпорации развитияПолитика, 19:20
Белоусов объяснил необходимость создания нового рода войскПолитика, 19:09
Как оптимизировать бизнес-процессы при резком росте заказовРБК и Альфа-Лизинг, 19:00
В Керчи ввели режим ЧС из-за разлива мазута с танкеровОбщество, 18:59
Минниханов рассказал, куда были нацелены атаковавшие Казань дроныПолитика, 18:57
Путину доложили об атаке беспилотников на КазаньПолитика, 18:55