Письмо новосибирского Минсельхоза грозит крупным уроном мелким фермерам
Павел Березин, главный редактор журнала «Председатель», посвященного вопросам развития агропромышленного комплекса, опубликовал в facebook письмо, которое врио министра сельского хозяйства Евгений Лещенко разослал по главам районов Новосибирской области.
В документе говорится: «В целях предупреждения заноса вируса африканской чумы свиней (АЧС) на территорию Новосибирской области <…> принять меры по переводу свиноводческих хозяйств <…> на уровень биологической защиты III и IV компартмента [зоосанитарный статус защиты свиноводческих хозяйств]».
Африканская чума свиней (АЧС) — заразное заболевание, поражающее домашних свиней, в том числе декоративных, и диких кабанов. Передается через любой контакт с животным, включая поверхности помещений и транспорт, с пищей или сырьем, через птиц и диких животных. Вакцины нет. Летальность может достигать 100%. Гибель животных наступает на 5-10 сутки. Выжившие пожизненно остаются вирусоносителями. Вирус сохраняется в почве в течение года.
Далее в письме сообщается, что сельхозпредприятия и крестьянско-фермерские хозяйства, занимающиеся разведением свиней, в случае несоответствия требованиям Минсельхоза, должны будут перейти на «альтернативные виды животноводства или иные виды деятельности».
Эксперт приводит пример, насколько экономически затратным является переход на новый уровень компартмента:
«В Краснозерском хозяйстве фермера Александра Берестова — одном из лучших в области — в прошлом году подсчитали по минимуму цену перехода на III компартмент — 44 миллиона».
Березин цитирует мнение источников в среде фермеров, согласно которому «в случае прямого приказа о повышении компартмента это фактически будет означать запрет на разведение свиней в селе», при том, что для мелких крестьянско-фермерских хозяйств разведение свиней «позволяет выжить в глубинке». Проблема стоит настолько остро, что фермеры, по словам Березина, говорят, что «будут биться до последнего, собираются идти и в Народный фронт, и в Госдуму».
Пути распространения АЧС
АЧС — опасное заболевание, грозящее региону значительными экономическими убытками.
В прошлом году суммарно в России было зафиксировано более 500 вспышек АЧС. Начальник пресс-службы регионального Управления ветеринарии Юрий Шмидт в августе прошлого года сообщал РБК Новосибирск, что соседняя Омская область в результате вспышки заболевания понесла ущерб более миллиарда рублей. «Люди, лишившиеся скота, который они выращивали на продажу, год они не имеют права заниматься свиноводством. Люди не просто теряют работу, они теряют смысл существования», — комментировал Шмидт.
Подробнее на РБК: Шашлык и колбаса: насколько опасна свиная чума для Новосибирска
Называют несколько возможных причин распространения АЧС в Новосибирской области. Директор Национального Союза свиноводов Юрий Ковалев считает одним из главных факторов как раз бесконтрольное содержание свиней в секторе личных подсобных хозяйств (ЛПХ).
Руководство крупных предприятий, согласно требованиям высокого компартмента, вводят жесткие требования к биозащите. Так, на АО «Кудряшовский» работники моются, оставляют все личные вещи в «грязной» зоне. Им запрещено держать дома свиней и приносить еду на работу. Корма привозят из регионов, где не зафиксировано вспышек АЧС.
В прошлом году, когда в Омской области был выявлен 21 очаг заражения вируса АЧС, сотрудники ООО «Руском-агро» (ТМ «Сибирские колбасы») вынуждены были жить на предприятии более недели, избегая контактов с внешним миром.
Однако, мнение «крупное предприятие равно защищенное от АЧС» неоднозначно. «Я не согласен с мнением, что основным распространителем АЧС являются личные подсобные хозяйства. Единственной проблемой ЛПХ я назову то, что свиней выпускают гулять, — оппонирует Ковалеву руководитель «Клуба свиноводов Сибири» Сергей Голубев. Он считает, что ответственность за распространение заболевания лежит на органах контроля, которые должны следить за проникновением в Россию свиней из Вьетнама и Африки.
Еще одной причиной распространения АЧС в Новосибирской области, по словам Голубева, является местная популяция диких кабанов. Ковалев указывает, что число этих животных нужно жестко контролировать: «В Польше принято решение об отстреле 90% всех диких кабанов. Для этого привлекается армия. В Германии возможно уничтожение 75% популяции диких кабанов».
В региональном Россельхознадзоре РБК Новосибирск назвали третью причину распространения болезни: «Вирус АЧС может попасть на территорию области с «неблагополучных территорий» с продукцией и транспортом, на котором нелегально провозят свинину и мясопродукты из нее.
Деньги не для всех
По словам Березина, на протяжении 10 лет федеральный Минсельхоз ежегодно выделяет свиноводческой отрасли значительные деньги: на профилактические мероприятия, на повышение биологической защиты. Фермеры обращались за финансовой поддержкой к властям для повышения уровня защиты хозяйств.
«Сделать дисбарьеры, подъезды, ограждения, отпугиватели мух, убрать выгулы, — комментирует Голубев из «Клуба свиноводов». — Я уверен, что 30-40% ЛПХ легко прошли бы компартаментализацию. Но нам сказали, что денег нет. При этом крупным предприятиям выделили миллиарды рублей».
Битва гигантов
Среди фермеров есть мнение, что подобная тревожная в отношении мелких свиноводческих хозяйств ситуация выгодна более крупным игрокам. По данным Юрия Ковалева, сегодня топ-20 российских производителей свинины обеспечивают продукцией около 60% рынка страны. Через пять лет ожидается, что этот показатель увеличится до 75%.
В Новосибирске крупные игроки планируют рост производства. Так, в начале этого года руководство самого большого в Новосибирской области свинокомплекса «Кудряшовское» заявило, что в следующем году компания планирует нарастить производство на 40%. Летом прошлого года появилась информация о том, что один из крупнейших российских производителей мясной и колбасной продукции «Мираторг» ищет земельный участок для строительства в Новосибирской области распределительного центра.
Как рассказал РБК Новосибирск один из местных фермеров, по его мнению, рынок изделий из свинины в Новосибирской области полностью контролируется крупными производителями. ЛПХ не играют никакой роли на нем. И дело, по его мнению, не столько в ужесточении правил содержания свиней из-за АЧС.
«Во-первых, несколько лет назад вышел закон, согласно которому человек не имеет права на личном подворье забивать свой скот. Своих свиней он должен везти для убоя на ближайший мясокомбинат. Во-вторых, в деревнях запретили свалки, куда фермеры свозили навоз», — рассказал фермер.
Он добавил, что сокращение числа ЛПХ никак не отразится потребителях. «Свинины на рынке очень много. Люди у нас не готовы покупать более дорогую свинину, ценителей немного. В основном потребители будут покупать менее качественную продукцию, но дешевле, чем более качественную, но дороже. Тут культура потребления. Но самое главное — уровень жизни», — сказал аноним.