Дмитрий Асанцев: «Просто прийти на митинг для депутата — роскошь»
— Дмитрий Владимирович, не все новосибирцы знают депутатов горсовета. Надо ли делать их более известными?
— Там, где депутаты работают с жителями — выполняют наказы, ведут приемы, решают проблемы — их знают. И неважно, какую партию они представляют.
Известные и неизвестные депутаты есть везде. Бывает, что человека знают, а его дела – нет. Это говорит о его большой информационной активности: «шумим, братец, шумим», но, когда дело касается конкретных результатов, оказывается, что сделанное меньше озвученного.
Есть те, кому важна известность, и те, кто ценит уважение. Уважение – это признание эффективности. В чем она? В выполненных наказах. В помощи по обращениям. В привлечении на свою территорию ресурсов для строительства школ и транспортных развязок. Не в количестве инициатив, не в количестве выступлений — в конкретных результатах улучшения жизни обратившегося человека, предприятия, района.
— Должен ли депутат отсчитываться о работе, например, в соцсетях?
— Вести свои блоги и телетрансляции — это вопрос личного свободного времени и вкуса. Кому-то это близко.
Депутат должен рассказывать избирателям о своей работе. Если им жанр его отчета понятен и приятен — это их дело. Если избиратель не получает нужной ему информации из видеотрансляций, то попытка не засчитывается: отчета нет. Поэтому мы регулярно даем возможность всем депутатам отчитаться о своей работе в стандартной форме газетного отчета и регулярно приглашаем на телевизионные тематические встречи.
— С помощью чего можно улучшить взаимодействие депутатов горсовета и горожан?
— Я считаю, что совместная работа, дискуссии, планирование и публичная отчетность — гораздо эффективней, чем информирование. Но без него тоже никуда, поскольку с некоторыми избирателями нам сложно встретиться по времени, а информирование позволяет рассказать о нашей работе многим. Лично я пользуюсь им.
Избиратели, заинтересованные в решении проблем, общаются с депутатским корпусом. А кто только говорит о проблемах, как правило, избегает этого общения.
— Некоторые принимали участие в митингах против роста тарифов ЖКХ и «мусорной» концессии. Считаете ли вы такое выражение своего депутатского мнения правильным?
— Это дело добровольное. Если депутат считает, что все его полномочия и действия исчерпаны, и он не добился желаемого, то он имеет право и возможность, как гражданин, выйти на митинг. Он может это сделать, желая показать солидарность с людьми, для которых проблема митинга важна и острота ее требует помощи. А просто прийти на митинг для депутата — роскошь.
Политик, приходя на митинг, невольно берет на себя ответственность за решение проблемы. Не за ее озвучивание — это делают люди, — а за ее решение.
Если он пришел на митинг, он должен продолжить работать над проблемой в кабинетах, в приемных, в переписке, в выступлениях на площадках принятия решений.
— Каковы задачи такой работы, если не все от депутата зависит?
— Смотрите, работа подразделений мэрии разбита по отраслям: образование, культура, соцзащита. Такое же деление повторяется и в районной администрации. А у депутата нет отрасли, у него есть люди, живущие на конкретной территории, где эти отрасли должны работать скоординировано.
Горожанам не надо объяснять, что здравоохранение, например — это полномочия региона. Им все равно, чьи это полномочия. Им нужна нормальная медпомощь. Депутат должен «декодировать» работу ведомств, воплотив ее в конкретные улучшения на своей территории.
У депутата очень простая и понятная роль: превратить хаос в космос, а разрозненные действия ведомств — в программу качества жизни территории.
— В региональном Заксобрании и Правительстве при обсуждении ведутся дискуссии, в отличие от горсовета, где этого нет.
— Считаю это ошибочным мнением. Безусловно, дискуссии есть! Многие спорные вопросы решаются до их рассмотрения на сессии, благодаря взаимодействию с мэрией. Бывает, что во время изучения документов возникают противоречия и сомнения. Как правило, эти вопросы широко и всесторонне обсуждаются. Председатели профильных комиссий считают делом чести, чтобы проект решения, рассмотренный и проработанный их комиссией, был поддержан депутатами Совета и принят без скандалов и споров.
Случается, что депутатам приходится отстаивать свою позицию более настойчиво. Например, при формировании бюджета на этот год и плановый период 2019-20 гг. они сумели настоять на необходимости в 2018 году выделить деньги на установку детских и спортивных городков: районным администрациям дополнительно выделили 25 млн руб. и 30 млн руб.
— В последнее время много говорят о депутатской этике, например, в связи с инцидентом с депутатом Титовым. Где прочерчены границы этичного и неэтичного депутатского поведения?
— Кодекса идеального депутата нет. Может быть, над ним стоит поработать.