Интервью: Новосибирск будут благоустраивать новыми методами
Персона: Олег Зоря, руководитель Всероссийского проекта «Городские реновации», директор Центра компетенций по вопросам городской среды Минстроя России
— Центры компетенций в регионах создают в целях благоустройства городов, верно?
— Работа началась полтора года назад с принятием приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». Это программа по благоустройству придомовых территорий и общественных пространств в городах России. Среди задач не только повышение комфорта, но и то, как это совершается.
Минстрой активно пропагандирует добровольчество. Это называется тактический урбанизм или партизанинг, то есть люди вносят свой посильный вклад в решение проблем благоустройства.
Нужны уникальные проекты, вовлечение населения всех возрастов — от определения территории до создания списка малых форм. Те, у кого нет времени активно участвовать на территории, ограничиваются процессом голосования и определения.
Тактический урбанизм (англ. tactical urbanism) или партизанинг — понятие, введённое в обиход в 2010 году. Городской дизайнер Эрик Рейнольдс описал данный термин как «Легко.Быстро.Дешево». Так, декорирование улицы Ленина на время придания статуса пешеходной, можно отнести к партизанингу.
Еще один важный момент — это вовлечение молодежи, чтобы молодые специалисты профильных направлений принимали участие в работе над проектами.
— Мы говорим только о профессионалах, а не о молодежи вообще?
— Чтобы придумать хорошую идею и ее реализовать, необязательно быть архитектором. В Магадане, где не учат на архитекторов, студенты спроектировали сквер вуза на центральной улице — фактически общественное городское пространство. Он будет реконструироваться по их проекту. Команда из Читы активизировала общественность на благоустройство центральной площади города.
Есть «серебряные волонтеры»: люди от 55 лет с активной позицией, и именно они являются одним из локомотивов, которые вовлекают население в благоустройство. На «серебряных волонтеров» люди реагируют очень позитивно.
В небольших муниципалитетах школьники принимают участие, делают оригинальные арт-объекты, в том числе и из вторсырья. Есть специальная программа по благоустройству небольших муниципальных образований, там самый маленький из победителей — это Чекалин в Тульской области, где живет 900 человек.
В 2018 году победителями Всероссийского конкурса малых городов стали 60 муниципалитетов в категории «Малые города» и 20 — в категории «Исторические поселения». Они получат субсидии из федбюджета от 30 до 100 млн руб. Первые проекты должны быть реализованы в этом году. Из Новосибирской области в финал вышел Тогучин. Ему будет выделено 80 млн рублей на строительство набережной и благоустройство пляжа озера совместно с прилегающей привокзальной площадью.
— Как оценивается эффективность благоустройства? По увеличению посещений, росту цены жилья в прилегающих кварталах?
— Нужно не только нарисовать картинку, которая всех устроит. Нужно просчитать социально-экономический эффект. Мы благоустроили парк — сколько рабочих мест это даст и в чем интерес для бизнеса? Например, жилье в округе подорожает. Есть индикаторы, которые надо учитывать — и эстетика, и вовлеченность жителей, и сохранение айдентики (фирменного стиля) города. И то, насколько эффективно муниципалитет ведет работу с бизнесом по привлечению внебюджетного финансирования. Чтобы достичь уровня Москвы или Санкт-Петербурга, необходимы компетенции.
— На каких уровнях общества?
— Есть житель какого-то двора, ему необязательно быть архитектором, чтобы принять активное участие, проявить волю: он голосует, чтобы во дворе было место для родителей с детьми. А как реализовать — архитектор предложит. Профессионалы — вот им компетенции и нужны.
Минстрой России предлагает создать в регионах центры компетенций, которые будут действовать при правительстве субъекта.
Предусмотрены четыре направления работы. Первое — содействие муниципалитетам на всех стадиях реализации проекта от проекта до приемки работ. Второе — экспертная поддержка и методические центры, объединяющие всех знающих и могущих людей, которые знают город, его климатические и транспортные особенности. Третья — вовлечение молодежи.
Мы должны давать возможность студентам реализовывать свои проекты, учиться общаться с заказчиками, с подрядчиками. Для этого на базе вузов создаются проектные молодежные офисы. В Новосибирске это будет НГУАДИ. Министерство ЖКХ будет выдавать ребятам адреса планируемого благоустройства для разработки и реализации проектов.
Четвертная функция — это информационное продвижение не только через сайты госструктур, но и через соцсети и локальные сообщества.
Люди должны знать, какая гигантская работа идет сейчас в Новосибирске. В рамках программы студентами за три месяца проведена инвентаризация 4400 дворов Новосибирска.
— По каким критериям подтверждается, что город дорос до федеральных средств?
— В программе заложена многоаспектная формула, исчисления по которой приводят к тому, какая сумма выделяется непосредственно этому субъекту. Учитывается и активность населения: чем оно активнее голосует, тем выше вероятность получения и количество федеральных средств. В проекты следующего года будет заложено, что наличие центра компетенций повышает шанс региона на получение субсидий.
— В Новосибирске выбраны 10 территорий для благоустройства. Население активно голосовало за эти проекты. В ближайшие месяцы работу начнет центр компетенций. Мы можем рассчитывать на федеральные деньги? В каком размере?
— Конечно, можете. В мае вышел указ президента «Жилье и комфортная среда». Сейчас идет подготовка данного проекта и определение бюджета. Там указаны бюджетные ориентиры до 2024 года — в целом более 1,2 триллиона рублей. Поэтому пока невозможно сказать, какая сумма будет выделена.
— В программах заложено привлечение инвесторов?
— На примере исторических поселений могу рассказать: им, чтобы выполнить одно из условий конкурса, надо привлечь внебюджетные средства. В случае с парком это кафе, аттракционы. Как я знаю, предпринимателю говорят, что планируется благоустройство, и что бюджетное финансирование может быть получено только при условии инвестподдержки со стороны бизнеса. Все победители конкурса малых поселений пришли с гарантийными письмами от предпринимателей. И есть основания подозревать, что мы не одним Сергеем Галицким едины.
Много примеров, когда госкорпорации развивают места своего территориального присутствия, вкладывая серьезные ресурсы в благоустройство.
— В Красноярске финансировать реконструкцию набережной пообещал «Норникель». В Новосибирске такого «якорного» инвестора нет. Что делать городу?— Нет крупного бизнеса — работать с малым.