КСП доложила депутатам о недостигнутых результатах региональных проектов

На заседании комитета Заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике аудитор Контрольно-счетной палаты (КСП) Новосибирской области Василий Круковский доложил о результатах проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства в рамках реализации региональных проектов в 2022-2023 годах и за текущий период 2024 года.
«В ходе реализации этих проектов не достигнуты показатели и результаты по содействию занятости, по доступности дошкольного образования для детей в возрасте от полутора до 3 лет. По проекту «Современная школа» по созданию новых мест в общеобразовательных организациях. По проекту «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» не достигнуты показатели по строительству медицинских организаций и замене фельдшерско-акушерских пунктов. По проекту «Спорт — норма жизни» отсутствует отчет о достижении его результатов», — констатировал Круковский.
Аудитор пояснил, что неисполнение обусловлено несвоевременным и ненадлежащим выполнением работ, нарушениями и отступлениями от требований ПСД, несостоявшимися торгами, переносом сроков строительства, отсутствием на рынке необходимого оборудования, а также незавершением расчетов по контрактам.
Наибольший рост цены контрактов в период их исполнения установлен при строительстве зданий врачебных амбулаторий в поселках Ложок (на 114,8%) и Тулинский (на 108,4%), многофункциональной ледовой арены в г. Новосибирске (107,5%). Причиной удорожания являются увеличение стоимости строительства объекта после уточнения проектно-сметной документации. Также КСП отметила значительные сроки передачи застройщику от ГКУ НСО «УКС» капитальных вложений (затрат).
По данным отчета КСП, в указанный период при участии Минстроя Новосибирской области реализовывалось 9 региональных проектов в части строительства, реконструкции 156 объектов в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта и дорожного хозяйства. В 2022 году профинансировано 11,8 млрд руб., исполнение составило 82,7%. В 2023 году — 9,9 млрд руб., исполнение составило 73,3%. В 2024 году (на 01.09.) — 4,1 млрд руб., исполнение составило 40,4%.
С 2022 года на финансирование данных мероприятий направлено 25,9 млрд руб. Наибольший объем средств в 2022–2024 годах направлен на реализацию региональных проектов «Современная школа» (9,3 млрд руб.), «Спорт — норма жизни» (6,6 млрд руб.), «Модернизация первичного звена здравоохранения Новосибирской области» (6,3 млрд руб.) Наименьший уровень исполнения расходов по проектам: «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» (в 2022 году — 39,9%, в 2023 году — 77,9%); «Спорт — норма жизни» (в 2023 году — 56,4%); «Жилье» (в 2022 году — 60,4%); «Современная школа» (в 2023 году — 66,0%).
Работа над устранением нарушений
Заместитель министра строительства Новосибирской области Дмитрий Тимонов после доклада КСП рассказал, что делается для устранения замечаний, которые выявили аудиторы.
Он отметил важность вопроса по срокам передачи капитальных вложений от УКСа застройщикам. Сейчас эти сроки доходят до года. Замминистра сообщил, что Министерством подготовлен проект постановления Правительства о сроках передачи, о протоколах разногласий. «Однако пока нам видится эта передача не в рамках какого-то распорядительного акта, а в рамках дорожной карты. Накоплен значительный опыт типового проектирования», — сказал он.
Удорожание проектов, по его словам, связано с тем, что в 2022-2023 годах происходило кратное удорожание строительных материалов и замена импортного оборудования на аналоги.
Также есть удорожание, связанное с техническими вопросами, с контрактами жизненного цикла. Но в этой части есть несовершенство законодательства в формирования начально максимальной ценной контракта. «Когда мы на старте до конца не понимаем, сколько будет стоить, и по сути у нас идет однократное удорожание по результатам экспертизы, и после этого удорожания не будет. И это страшная цифра (удорожание до 100%), о которой говорится в отчете, связана с такими проектами, когда мы вышли с экспертизы, актуализировали стоимость и дальше строим по этим параметрам», — объяснил он.
Замминистра добавил, что ведется системная работа по сокращению сроков проектирования строительства. Это в части типовых проектов у нас уже находятся значительные объемы. Наверное, уже более 50 объектов различных типовых, которые мы применяем для того, чтобы увеличивать скорость проектирования. Это ФАПа, амбулатории, поликлиники, школы», — объяснил он.
Сомнение в эффективности использования типовых проектов высказал депутат Александр Кулинич, который привел пример со строительством ФАПа в селе Новоключи Купинского района: «Понимаю, экспертиза должна проверить привязку типового проекта к местности. Но это же не 41 замечание, которое было выявлено», — сказал парламентарий.
Заместитель председателя комитета Сергей Кальченко подчеркнул остроту проблемы с длительным сроком между вводом объекта в эксплуатацию и передачей в собственность района. Депутат напомнил случай, когда школа была введена в эксплуатацию в декабре, а передана муниципалитету только в ноябре следующего года. «Не успели даже к началу учебного года, — не сдержал эмоций парламентарий. — И я не думаю, что район не был заинтересован в ускорении передачи».
Системные проблемы
«Мы рассматриваем неосвоение бюджетных средств в рамках программы реализации национальных проектов и наших региональных проектов с тем, чтобы на будущее уменьшить эти объемы. Качество работ подрядчика, подготовка проектно-сметной документации и качество подготовки земли — это системные проблемы, — сказала председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Ирина Диденко.
Парламентарий почеркнула, что если у муниципалитетов возникают трудности, то региональное правительство должно включаться полностью, а не ограничиваться проведением обучающих семинаров, таким образом Минстрой должен усилить функции координатора.
«Мы будем настаивать на том, чтобы эти вопросы решались на площадке Минстроя, имеющего профессиональную подготовку и профессиональную компетенции. У них для этого есть определённый ресурс. Я имею ввиду проектное бюро, которое было создано как раз для помощи в разработке проектной документации, а также управление капитального строительства, которое обладает необходимыми компетенциями. Они должны вмешиваться непосредственно в процесс, когда речь идет о крупных проектах, о проектах, значимым для наших избирателей», — сообщила глава комитета.
Минстрою выдали рекомендации
По итогам обсуждения депутаты комитета поддержали предложение КСП к правительству Новосибирской области об установлении сроков передачи застройщику по приему-передачи капитальных вложений, произведенных заказчиком в процессе проектирования, реконструкции, строительства, в том числе при наличии замечаний у застройщика.
Также зампредседателя комитета Дмитрий Франчук озвучил решение комитета по рекомендациям для Минстроя:
- использовать в приоритетном порядке типовую проектную документацию объектов капитального строительства и типовые решения при реализации проектов строительства с использованием средств областного бюджета в дальнейшей работе;
- совместно с департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области проработать вопрос о сокращении сроков передачи построенных (реконструированных) объектов капитального строительства в муниципальную собственность;
- в целях эффективного и своевременного освоения бюджетных средств установить порядок взаимодействия ГКУ НСО «Управление капитального строительства» с органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области при проектировании, строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства за счет средств областного бюджета.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте