Себестоимость выше тарифа: перевозчики подняли проблему нехватки субсидий
На круглом столе, организованном «Опорой России» перевозчики и чиновники обсудили острые вопросы развития пассажирских перевозок в Новосибирской области. В частности, речь шла о превышении себестоимости тарифа и нехватки кадров.
«Сейчас себестоимость одного километра значительно превышает стоимость тарифа по городским и межмуниципальным перевозкам. Если смотреть на Новосибирск, то есть проблематика по убыточности маршрутов. На межмуниципальных маршрутах, например, есть компенсация за льготников, стоимость тарифа перевозчик компенсируется из областного бюджета, но этой субсидии недостаточно для покрытия себестоимости рейса», — рассказала РБК Новосибирск руководитель Комиссии по пассажирским перевозкам «Опоры России» Марина Ярцева.
Начальник управления организации пассажирских перевозок Евгений Тюрин сообщил, что в 2022 сумма бюджетных ассигнований на организацию маршрутной сети в регионе составила 862 млн. руб. С 2022 года в регионе начался переход на контрактную систему, с определением начальной максимальной цены контрактов. Под эти цели в бюджете было заложено и освоено 1,2 млрд. руб., на 2024 год — 1,23 млрд. руб., на 2025 год — 1,28 млрд. руб.
Начальник отдела перевозок управления пассажирских перевозок мэрии города Новосибирска Андрей Куликов добавил, что эти контракты были заключены с муниципальными перевозчиками.
«Пока ни с одним частным перевозчиком такие контракты не заключали. Муниципальные предприятия обслуживают те участки, где не каждый перевозчик поедет», — отметил чиновник.
Присутствующие на встрече предприниматели утверждают, что сегодня действующий тариф не покрывает себестоимости выполнения рейсов, что не позволяет компаниям развиваться и обновлять парк. Ранее проводились компенсационные выплаты за убыточные маршруты. но потом эту меру отменили.
Перевозчики привели в пример практику Омской области, где при сохранении стоимости проезда для граждан происходит субсидирование тарифа на проезд из средств областного бюджета.
Нехватка водителей
Участники круглого стола рассказали о потребности в водителях категории Д. Эта проблема актуальна как для коммерческих предприятий, так и для муниципальных. Cогласно результатам опроса «Опоры России» кадровая потребность более 500 человек по состоянию на август 2022 года.
Перевозчики акцентировали внимание, что условия для привлечения кадров в отрасль не созданы. Так, обучение водителей в Новосибирске проходит только в дневное время, а обучение водителей в районах практически невозможно — стоимость обучения составляет 50 тыс. руб., у потенциальных кандидатов из сельской местности нет таких денег.
Тюрин ответил, что за счет бюджета обучение могут пройти только водители, которые будут работать на муниципальных предприятиях. Для бесплатной подготовки и работы у частных перевозчиков нужно обращаться в центр занятости.
«Во время дискуссии участникам мероприятия так не удалось выяснить, каким образом оптимизировать работу с реальным дефицитом кадров в отрасли», — сказано в сообщении «Опоры России» по итогам этого мероприятия.
В завершении дискуссии представители отрасли также отметили необходимость комплексного изменения действующей системы образования тарифов, так как ни в муниципальном, ни в региональном бюджете недостаточно средств для дотаций перевозчикам на убыточных маршрутах, выполняемых как муниципальным транспортом, так и частными компаниями.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте