Сардана Авксентьева: в России муниципалитеты ходят с протянутой рукой
На круглом столе по проблемам региональной политики, организованном новосибирским отделением партии «Новые люди», Сардана Авксентьева заявила, что проблемы у всех российских муниципалитетов общие, — нехватка бюджетов, непрозрачность российской дотационной системы и недостаточный диалог с общественностью.
О полномочиях муниципалитетов
Когда провели инвентаризацию полномочий муниципалитетов, насчитали 750 полномочий только по ФЗ-131 и еще 245 в остальных законах. Ни один муниципалитет не обеспечен бюджетом, чтобы нормально финансировать исполнение почти 1000 полномочий.
О региональных и муниципальных бюджетах
Большее количество собираемых в регионе средств должно оставаться в регионе. Говорила с томичами, они подсчитали, что с одного рубля налогов в Томске остается 8 копеек. Думаю, в Новосибирске примерно столько же.
Сегодня все регионы платят больше, чем получают, в регионе должна оставаться хотя бы половина собранного.
Все муниципалитеты ходят с протянутой рукой. Ни один муниципалитет качественно не исполнит тысячу полномочий на свой бюджет. Отсюда в действиях каждого руководителя муниципалитета можно разглядеть и превышение полномочий, и бездействие.
О политике дотаций
В открытых источниках нет текстов условий по выделению дотаций: на что, на какие четкие цели их выделяют, нет контроля эффективного или неэффективного использования. В бюджетном кодексе нет понятия дотационность, и как большинство регионов стали дотационными, — неясно.
Если говорить о распределении средств по нацпроектам, то во главу угла ставится необходимость софинансирования из муниципального бюджета, что уже порождает входной барьер до 30% от средств проекта. Не у всех муниципалитетов есть такая возможность. Еще пример — в программе формирования комфортной городской среды заложен конкурсный принцип, и, чтобы участвовать в нем, надо проработать проект, сметы и прочее, что стоит немалых средств. В целом эта ситуация делает общее распределение средств по нацпроектам недостаточно справедливым и прозрачным, плюс нет возможности судить об эффективности расходования средств: нужно было именно это или что-то другое.
Об оценке развития регионов
Экономисты в правительстве, когда высчитывают состояние экономики на макроуровне, отталкиваются от двух показателей — уровень инфляции и сбалансированность бюджета. Уверена, что надо смотреть данные роста экономики и уровень реальных доходов населения, — это было бы более показательно.
Об идее укрупнения регионов
Нельзя подходить к региональной политике с математическими инструментами: плюс, минус. Нужны институциональные решения для каждого региона: нельзя одной меркой измерять Краснодарский край и Новосибирскую область.
О «непопулярных» у центра мэрах
После моей отставки бюджет Якутска был увеличен на 1,7 млрд руб. Больше денег в регионах должно оставаться для большей самостоятельности регионов и муниципалитетов.
О Новосибирске
Новосибирск в целом выглядит лучше многих городов. Очевидно, что есть проблемы с дорогами. Видно, что интенсивно идет строительство, много точечной застройки. Полагаю, есть дефицит школ и садиков. В городе много пробок, а это означает, что Новосибирску нужно не просто положить новый асфальт, а построить развязки. Это огромные деньги, которых в бюджете нет. 53 млрд. бюджета для более чем полуторамиллионного города — это мало, не хватает ни на что.
О диалоге власти и общественности
Чтобы добиться по-настоящему конструктивного диалога, не требуется денег, новых законов и разрешений. Действуют три принципа. Первый — возврат прямых выборов мэра. Когда мэр избранный, для него работодатель — это не депутаты, и не губернатор, а жители. Есть персональная ответственность. Второе — поддержка независимых СМИ, их мнение позволяет власти быть в тонусе. Третье — поддержка общественных советов и институтов.
О прямых выборах мэра и процедуре его отзыва
Новосибирск сохранил прямые выборы: это ценность. Когда мы говорим о том, что надо делать в регионах процедуру отзыва мэра более понятной и доступной к реализации, ясно, что этот механизм не должен стать инструментом политической борьбы или расправы. Те требования, которые предъявляются к оценке деятельности глав муниципалитетов, должны трактоваться прямо и недвусмысленно.
О выборах в Госдуму
Российским партийным силам важно готовить качественных кандидатов, чтобы у людей был реальный выбор.
Если мы выбираем депутатов Госдумы при явке ниже 50%, из созыва в созыв переходят практически одни и те же люди, которые совершают одни и те же действия.
Госдума, по моему убеждению, должна стать дискуссионной площадкой, а не «бешеным принтером», как сейчас. Новые партии не смогут изменить ситуацию в один день. Задача, чтобы на выборы 2021 вышло как можно больше избирателей, которые не голосовали раньше. В Госдуму должно прийти больше неравнодушных людей, тех, кому больше всех надо, кто не может идти по колее. Они меняют систему изнутри.
Сардана Авксентьева — российский политик. В 2018 году победила на выборах мэра Якутска от «Партии возрождения России» с результатом в 39,9%, с перевесом в 8пп против кандидата от партии власти. До этого работала замглавы Якутска, руководителем бизнес-структур. В январе сложила полномочия по состоянию здоровья. В конце апреля Авксентьева объявила, что будет баллотироваться в Госдуму от партии «Новые люди» и займет пост советника главы партии Алексея Нечаева по региональной политике. Во время работы мэром Авксентьева неоднократно принимала нетривиальные решения, например, отменяла конкурсы на неоправданно дорогие, по ее мнению, «излишества» вроде приглашения в Якутск именитого дизайнера за 800 тыс. руб. или организации банкета для чиновников за миллион рублей.