В Заксобрании заявили о жесткой нехватке профессиональных водителей
В Новосибирской области наблюдается острая нехватка водителей пассажирского транспорта. Как доложил в ходе совета по взаимодействию Закобрания региона с представительными органами муниципальных районов и округов председатель совета депутатов Чулымского района Владимир Клевцов, за 2023 год было подготовлено 207 водителей категории C, 39 — категории D. При этом потребность на июнь 2024 года составляет: 278 водителей категории C и 183 — D. По его словам, прирост не успевает покрывать дефицит. Для сравнения, на начало 2023 года нехватка водителей категории D составляла 148 человек.
«Возраст более половины водителей — 55 плюс. Ситуация ухудшается, наблюдается дальнейшая деградация. Водители категории C и D являются массовыми рабочими, дефицит — по всем отраслям, включая водителей автобусов», — сказал Клевцов депутатам.
Он отметил, что большинство курсантов не сдают экзамены с первой попытки, а на повторную сдачу многие не приходят. «Есть случай, когда из 25 курсантов в группе сдал экзамен с первой попытки только один. Разрыв между количеством подготовленных и необходимых кадров катастрофический», — сказал Клевцов.
Глава транспортного комитета Заксобрания Валерий Ильенко добавил, что только 25% обучающихся с общего потока на категорию B сдают вождение и 70% — правила дорожного движения. «Вчера это обсуждали на транспортном форуме. Это было сказано сообществом транспортников», — отметил Ильенко.
По словам Клевцова, для решения проблемы необходимо организовать обучение школьников по специальности «водитель» или «тракторист-машинист», организовать подготовку водителей категории С и D на базе межрайонных аграрных колледжей. Создать базы и автодромы для обучения в районах, а не только в областном центре.
По данным Минтруда Новосибирской области, в банке вакансий на начало июня текущего года заявлено 222 вакансии водителей автобусов с оплатой от 20,3 тыс. руб. до 110 тыс. руб. По словам министра труда Елены Бахаревой, в регионе зарегистрировано 7,7 тыс. безработных граждан при общем количестве вакансий 56 тыс., из которых более 1,1 тыс. — водители автомобиля.
Ильенко считает, что желающих получать профессию гораздо меньше, чем потребности в таких кадрах в компаниях. По его словам, из 10 человек, которых организации отправили на обучение и оплачивают его, только трое остаются работать.
С ним согласился и глава парламента Андрей Шимкив. «Любовь к машине, к транспорту закладывается в школе. Потом уже поздно убеждать стать трактористом. Нужно подумать, чтобы в школу вернуть старую советскую систему профессиональной подготовки. Надо четко понимать, что время поменялось, жизнь поменялась — сегодня руководители предприятий сами находят и сами учат тех, кого потом возьмут к себе на работу», — сказал Шимкив.
Губернатор Новосибирской области Андрей Травников отметил, что не во всех учреждениях в сельских территориях организована подготовка водителей категорий C и D. Если главы муниципалитетов и директора школ проявят инициативу, то на базе опорного колледжа можно будет проработать систему обучения школьников.
«Старую систему мы не вернем — чтобы в каждом районе был автодром. Но то, что на трехмиллионную область получают профессию водителей единицы — катастрофа. Вопрос уже даже не в зарплате. Значит, проблема лежит глубже. Кадров нет. Старый закон о тунеядстве вернуть? Сделать, как было, сейчас нельзя. Просьба к Минобразования — поработать по школам, ключевым хозяйствам, опорным пунктам — нужно организовать профессиональную подготовку школьников», — заявил глава регионального парламента.
По словам Андрея Шимкива, к сентябрю должно быть проработано решение проблемы подготовки водителей пассажирского транспорта и школьных автобусов.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте