Лента новостей
Все новости Новосибирск
ЕС выразил солидарность в связи с терактами на Шри-Ланке Общество, 15:25 На Шри-Ланке после взрывов задержали семерых человек Общество, 15:22 Число жертв взрывов на Шри-Ланке превысило 200 человек Общество, 15:15 Лавров заявил об отказе России говорить с НАТО «ради лекций по Украине» Политика, 15:11 Зачем нужен геотаргетинг и как он работает РБК и МегаФон, 15:00 Дмитрий Быков пришел в сознание Общество, 14:56 Власти Шри-Ланки заблокировали WhatsApp и Facebook после взрывов Общество, 14:38 К Зеленскому в штаб пришла полиция Политика, 14:30 «РИА Новости» сообщило первые данные экзитполов выборов на Украине Политика, 14:12 Минск ограничил экспорт нефтепродуктов из-за качества нефти из России Экономика, 14:10 Умер телеведущий и диктор Михаил Быков Общество, 14:03 МВД Украины привело авиацию в боеготовность в день выборов Общество, 13:53 Появилось видео взрыва в церкви на Шри-Ланке Общество, 13:40 Зеленский зачитал рэп на избирательном участке Политика, 13:40
Новосибирск ,  
0 
Почему люди и компании попадают в «черные списки» банков
Центробанк России создал механизм исключения клиентов из черных списков. Теперь банки смогут аннулировать сведения о гражданах, попавших в число ненадежных клиентов по технической ошибке или без законных оснований
Фото: bogusfreak для РБК

Информация о создании сервиса, с помощью которого кредитные организации смогут отзывать направленные в Росфинмониторинг сведения о якобы недобросовестных клиентах, появилась на сайте Центробанка России.

«Соответствующий механизм предусмотрен методическими рекомендациями Банка России и Росфинмониторинга и изменениями, вносимыми в форматы многостороннего обмена информацией о случаях отказа клиентам кредитных организаций в обслуживании или проведении операций по счету», — сообщает пресс-служба ЦБ.

Рекомендации даны банкам для «более взвешенного рассмотрения и недопущению отказов в сотрудничестве по причинам, не связанными с отмыванием денег или финансированием террористической деятельности».

ЦБ рекомендует кредитным организациям выделить сотрудников, которые будут рассматривать жалобы клиентов на получении банковских услуг и принимать решения по ним.

Лес рубят — щепки летят

Согласно данным объединения предпринимателей «Деловая Россия», на сегодняшний день в числе недобросовестных банковских клиентов оказалось около 500 тыс. человек. При этом отмечается, что около 10% граждан были отнесены к их числу по технической ошибке сотрудников кредитных организаций. По словам главы «Опоры России» Александра Калинина около 85% отказов в проведении банковских операций имеют существенные основания. Случаи попадания в черные списки добросовестных клиентов связаны с тем, что банки не учитывают специфику предприятий или особенности используемых ими систем налогообложения.

Безвыходная ситуация

В Положении ЦБ 375-П от 02.03.2012 указаны 126 причин, по которым транзакция может быть признана сомнительной.

«Перечень очень внушительный. При этом признаки, указывающие на необычный характер сделки, размыты — и практически любая нестандартная ситуация может быть воспринята кредитными организациями — как сомнительная. Если организация или индивидуальный предприниматель дважды подверглись данной процедуре, то они автоматически заносятся в «черный список», — рассказал РБК Новосибирск уполномоченный по защите прав предпринимателей Виктор Вязовых, — А механизма, как из него выйти, не существует. И этот список постоянно растет».

По словам бизнес-омбудсмена, впервые с данной проблемой новосибирский аппарат по защите прав предпринимателей столкнулся в конце прошлого года. Тогда двум местным бизнесменам было необоснованно отказано в банковском обслуживании и проведении банковских операций.

«Это очень серьезная ситуация, существенно ухудшающая положение предприятий малого и среднего бизнеса. Она может повлечь остановку и затруднения в деятельности, отрицательно сказаться на стабильности организации, — отмечает Вязовых.

«Я считаю, что речь должна идти не только о реабилитации клиентов, ошибочно попавших в «черный список», но и о полном его обнулении. Было бы правильно переработать и сократить перечень операций, устранить возможность свободной трактовки положений. Потому что нестандартные ситуации и задачи на практике встречаются достаточно часто» — уверен Вязовых.

О блокировке операции и замораживании счета, в первую очередь, нужно информировать предпринимателей, разъяснять им причины отказов. Действующим законодательством данная норма не прописана. Однако, по мнению Вязовых, предприниматели имеют право на получение данной информации. «Если не принять этих мер сегодня, то через год-полтора в этом списке окажется половина населения страны», — констатировал бизнес-омбудсмен.

Глава Росфинмониторинга по СФО Сергей Некрасов, выступая на Сибирской юридической неделе, рассказал о причинах создания «черных списков» для физических и юридических лиц. «Отмывание капиталов становится глобальной проблемой, угрозой экономической стабильности. Традиционные методы должны подкрепляться финансовой системой. Эксперты исходят из того, что банки наиболее подвержены рискам, связанным с отмыванием денег».

При этом представитель отдела надзорной деятельности и правового обеспечения Управления Росфинмонитринга по СФО Оксана Нестеренко отмечает, что кредитные организации не имеют права блокировать счет клиента без заключения Росфинмониторинга или судебного решения. Тем не менее, в рамках действия 115-ФЗ, банки наделены полномочиями по приостановке проводимых операций на карте.

«Юридически это не блокировка счета, клиент имеет право получить свои средства, например, закрыв счет. Что же касается запроса документов — данные действия банка правомерны», — отметила Нестеренко.

Как рассказал РБК Новосибирск анонимный источник в одном из банков, даже после закрытия счета в одной кредитной организации могут возникнуть проблемы с открытием счета в другой, так как Росфинмониторинг и банки пользуются одними и теми же данными.

По словам первого замначальника Сибирского ГУ Банка России Марины Асаралиевой, сведения, предоставляемые банкам, только информируют о том, что в действиях конкретных экономических субъектов обнаружены признаки совершения сомнительных операций. Они не являются инструкцией или рекомендацией для закрытия счетов или отказа в проведении банковских операций.

Как заявила Асаралиева, каждая кредитная организация вправе самостоятельно определять правила и признаки подозрительных операций, а данные Росфинмониторинга, служат лишь дополнительным основанием для идентификации противоправных действий.

— «Разумный» банк, ценящий своих клиентов, всегда постарается разобраться в подозрениях и запросит у клиента документы и иную необходимую информацию, что позволит выяснить цели и характер такой операции. Если клиент заинтересован в продолжении сотрудничества с банком, то он должен своевременно и в полном объеме представить запрашиваемые документы, — уверена Асаралиева.

Спикер также советует в случае необоснованной блокировки счета или отказа в проведении финансовых операций сделать письменный запрос в банк для прояснения ситуаций.

— На практике имеет место ситуация, когда банки «перестраховываются» и отказывают клиентам только на том основании, что они являются фигурантами перечня, получаемого от Банка России. Это ответственность конкретного банка по отношению к своему клиенту, — резюмирует Асаралиева.