Какие требования законов мешают работать новосибирским бизнесменам
Премьер-министр Дмитрий Медведев объявил, что инструмент «регуляторной гильотины» будет использован, чтобы осуществить экономический рывок.
По словам Медведева, в России действует свыше 9 тыс. нормативных актов, устанавливающих обязательные требования к бизнесу при проверках, причем многие еще со времен СССР.
«Регуляторная гильотина» должна ликвидировать «различные точки торможения в законодательстве на основе доказательного регулирования». Данный термин предложен международной консалтинговой компанией Jacobs, Cordova & Associates, разработавшей ее концепцию.
РБК Новосибирск решил узнать у экспертов, какие требования мешают ведению бизнеса в Новосибирске?
Денис Субботин, заместитель председателя комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Законодательного собрания Новосибирской области:
— Требования к сельскохозяйственной отрасли сильно высоки. Вы не представляете, сколько существуют ветеринарных требований, требований Россельхознадзора, требований по работе с зерном и семенами, И это все настолько излишне. Сейчас это является поводом, чтобы прийти с проверкой и оштрафовать.
Барт Голдхоорн, главный архитектор компании «Брусника» (в Новосибирске «Сибакадемстрой») в интервью РБК рассказал:
— Качество сегодняшнего жилья сегодня определяются нормами, придуманными еще в советское время. И это одна из самых больших проблем. Потому что в советское время строили муравейники, пеналы. Задача была другая — в короткое время обеспечить жильем большое количество людей. К пяти устаревшим нормативам относятся: запрет «мокрых зон» над жилыми комнатами, места для эвакуации на лоджиях, ограничение парковок во дворах, ограждения и размер территории школ и детских садов.
Андрей Гудовский, директор компании «Авто-сервис», нынешнего оператора автовокзала:
— Самая главная проблема — это постоянно изменяющиеся требования к бизнесменам. Нет выстроенных правил, из-за этого планировать бизнес сложно. В таких условиях невозможно реализовывать долгосрочные инвестиционные проекты, потому что бизнес получается очень рисковым. По моему мнению, сейчас объем инвестиций в Новосибирской области упал.
Владимир Мартыненков, основатель девелоперской компании «Группа Мета»:
— По 214 закону сейчас ситуация катастрофическая. Опять введены новые правила игры. Причем изначально по закону застройщики, которые до июля 2018 года получили разрешения на строительство, должны были работать по старой схеме. Однако правила поменяли и лишили застройщиков возможности переходного периода.
Александр Синица, председатель правления «Союза организаций в сфере ЖКХ «Единство»:
— Не везде надо играть в демократию. Нужно вводить регулирование тарифов по содержанию жилья. Сейчас услуги управляющих компаний отдали на откуп собственников многоквартирных домов. Иногда люди даже пренебрегают некоторыми пунктами безопасности, не голосуя за них. В итоге управляющие компании услуги не оказывают, но надзорные органы штрафуют нас, даже если жильцы от этой услуги отказались и нам за нее не платят. Причем штрафы выносятся немалые — от 250 тысяч до 300 тысяч рублей.
Евгений Гаврилов генеральный директор ГК «Химметалл:
— Для начала правительству необходимо прекратить менять каждый месяц правила игры. Например, что творится с 214 законом — это уму непостижимо. Наше строительное сообщество оценивает, что из-за таких изменений до 80% компаний могут уйти со строительного рынка. По моему мнению, необходимы стабильные и долговечные правила игры. Это важно для всего предпринимательского сообщества.
Олег Шерстобоев, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой административного, финансового и корпоративного права НГУЭУ:
— На мой взгляд, частичные изменения существующей системы к значительному эффекту не приведут, может быть, что-то улучшится, упростится, но общие регулятивные тренды сохранятся. Если что-то и совершенствовать, то нужны принципиальные новации. Например, во всем мире хорошо себя рекомендуют законы об административных процедурах. Суть заключается в том, что любое ограничение права должно быть проверено по трем тестам: обоснованность меры, насколько это мера ограничивает права, и какие и чьи интересы будут нарушены, если эта мера будет применена.
Дмитрий Медведев о механизме российской регуляторной гильотины:
— Все те ранее действовавшие положения актов, которые содержат обязательные требования и которые не будут специальным образом одобрены или изменены, автоматически утрачивают силу. В соответствии с таким механизмом к 1 февраля следующего года можно было бы пересмотреть все эти требования с точки зрения современных реалий.
Пресс-служба Минэкономразвития пояснила, что непересмотренные требования признают утратившими силу, а затем отменят. Пересмотр будет плановым — для этого регулирующие органы в установленный срок «составят исчерпывающий перечень своих нормативных актов с учетом этапности их пересмотра». Требования будут классифицированы по видам бизнеса: ресторанный, отельный. Если предприниматель хочет открыть новый бизнес в какой-либо сфере, то он должен видеть все требования, с которыми ему предстоит столкнуться, а также понимать, какие из них носят обязательный характер, а какие — рекомендательный», — заявил министр экономического развития Максим Орешкин.