Мнение: кризис осложнит подготовку комплекса ЖКХ Новосибирска к зиме
Эксперт рынка энергетики, бывший заместитель генерального директора Енисейской ТГК Сергей Бухаров — о рисках срыва ремонтной кампании и последствиях апрельских законодательных инициатив
— Мы вошли в этот кризис после теплой зимы и произведенного мартом перерасчета. В итоге суммы, поступившие на счета энергетиков в апреле, и так значительно ниже обычных: Сибирская генерирующая компания, например, вернула потребителям несколько сотен миллионов, с учетом снижения отпуска тепла в 2019 году.
В начале апреля правительство страны в спешном порядке выпустило постановление № 424, в соответствии с которым до конца года поставщики услуг ЖКХ лишены права взыскивать неустойки, штрафы и пени за неоплату услуг ЖКХ.
Одновременно с этим в апреле идет резкое падение собираемости — пока, в основном, со стороны бизнеса. В результате никто вслух не говорит о возможном кризисе неплатежей, но многие об этом начинают думать.
По данным Сибирской генерирующей компании, снижение сборов платежей за теплоснабжение по отдельным категориям доходит до 40%. Двукратное снижение платежей произошло по поступлениям от компаний, прежде всего, малого бизнеса.
Доля населения в общем потреблении превышает 60%. Уверен, что в постановление №424 надо срочно вносить изменения, конкретизирующие правила и границы его применения. Важно информировать потребителей о его сути для предотвращения накопления сумм долга, гашение которых позднее окажется неподъемной задачей. И взять на контроль исполнение обязательств по оплате со стороны управляющих компаний.
Необходимо поддержать и принять с июля не первый год продвигаемую инициативу и снизить максимальную долю расходов граждан на оплату коммунальных услуг в совокупном доходе, дающую право на получение федеральной субсидии с 22% до 12-15% с одновременным упрощением порядка назначения субсидии. При этом стоит предусмотреть возможность погашения за счет субсидии задолженности, возникшей до ее назначения. Субсидии, как вариант, перечислять на лицевые счета домохозяйств и максимально автоматизировать процесс — потребитель оплатил свою долю, завтра из казначейства поступила субсидия.
Ликвидность генерирующих компаний снижается, и перспективы нерадостные. При этом если у крупных теплоснабжающих компаний она просто снизится, то у мелких, а это в основном МУПы, которые и ранее не блистали показателями, она опустится ниже допустимых значений.
Во многих случаях без субсидий из бюджетов всех уровней падающую ликвидность не улучшить. Есть альтернативный, а вернее дополняющий механизм — отменить или снизить НДС по оплате коммунальных ресурсов, но это скорее из области мечты.
«Даже снижение на 1% ощутимо бьет по экономике компании. — комментировала перспективы директор по тарифообразованию СГК Екатерина Косогова. — Пока принято решение не менять инвестиционную и ремонтную программы, наблюдаем за развитием ситуации. Если тенденция падения платежей сохранится, снизятся платежи от населения, в перспективе это может сказаться на объемах ремонтных и инвестиционных программ».
Риски неплатежей и снижения средств на счетах энергетиков тем более опасны, потому что ресурсники, а реально муниципалитеты, входят в ремонтную кампанию.
При этом обостряются две ключевые проблемы российского теплоснабжения.
Первая — деградация систем из-за хронических многолетних недоремонтов. В первую очередь это относится к сетям. И если раньше в этих условиях можно было ожидать и предсказывать просто аварии, то сегодня приходится констатировать возникновение каскадных аварий, когда после устранения дефекта не получается восстановить теплоснабжение из-за раскрытия новых дефектов в зоне. Пример — авария на левобережье Новосибирска в ноябре прошлого года, крупная авария, оставившая без тепла почти семьдесят пять тысяч человек в Самаре. Частота этих каскадных аварий будет нарастать.
Вторая проблема — самоустраненность и безынициативность органов местного самоуправления от активного участия в решении проблем: мол, пусть ресурсники сами выкручиваются, ничего не менять — спокойнее, проблемы оставим преемникам, родным МУПам поможем субсидией, а если прижмет, попросим помощи у субъекта.
Полагаю, назревающие экономические проблемы заставят муниципалитеты изменить отношение к организации теплоснабжения, стать для них моментом истины. Можно оставить все как есть, но помнить о полноте ответственности, возложенной на муниципалитет. Можно переложить проблемы на единую теплоснабжающую организацию (ЕТО), но при этом нужно оценивать предложения ЕТО исходя из технико-экономической целесообразности, а не потому, что это мэру нравится или не нравится. При этом решения муниципалитеты должны принимать самостоятельно, на свой страх, риск и ответственность, без оглядки на регион, а тем более федералов, т.к. времени на согласование может не оказаться.
Все сказанное относится и к руководителям регионов. Если на горизонте имеется устойчивый оператор, готовый зайти в несколько муниципальных образований, то нужно договариваться с ним, а не бояться монополизации.
Оставить ресурсников со своими проблемами попробовать можно, но отвечать придется вместе, установленную законом ответственность за организацию надежного теплоснабжения с глав муниципальных образований федеральные власти снимать не собираются.