В Новосибирской области выросла средняя выручка юрлиц до 104 млн руб.

В Новосибирской области за прошедший год общая валовая выручка компаний выросла до 5,84 трлн руб. Это на 9,8% больше по сравнению с предыдущим годом, подсчитали для РКБ Новосибирск аналитики «Контур.Фокуса». Средняя выручка на 1 юрлицо также выросла — до 104,08 млн руб. (+12,95% к предыдущему году).
«Самыми богатыми отраслями стали оптовые продавцы, финансовые организации, автодилеры и розничные продавцы. Больше всего в выручке за год приросли финансовые организации — рост год к году превысил 87%. Строительная отрасль, несмотря на неоднозначную ситуацию на рынке, также приросла в выручке — на 10%», — рассказали эксперты.
Если оценить среднюю выручку на 1 юрлицо по отраслям, в лидерах будут добывающие и обрабатывающие компании — металлургия, добыча угля, производства кокса и нефтепродуктов. При этом на первом месте — предприятия из сфере воздушного транспорта. В этой отрасли одной из самых крупных является зарегистрированная в регионе авиакомпания «Сибирь» (работает под брендом S7).
«В среднем выручка выросла вместе с инфляцией. Спад в угледобывающей отрасли и трубопроводном транспорте фиксируется по всей стране. Отрадно, что строители все еще демонстрируют жизнеспособность и жизнестойкость. Радостно за автодилеров — госпрограмма сильно поддерживает продажи российских автомобилей», — рассказал РБК Новосибирск доцент кафедры финансового рынка и финансовых институтов Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ) Эдуард Коложвари.
По его словам, значительное превышение средней выручки по региону демонстрирует наш финансовый сектор. На фоне спада объемов кредитования практически двукратное повышение ставки позволяет увеличить выручку.
«Часть этого повышения банкиры отдадут населению в виде процентов по вкладам. Кроме того, большинство финансовых структур в регионе имеют статус филиалов, поэтому не отражаются в данном отчете. Рост в обрабатывающих и сборочных производствах, очевидно, связан с гособоронзаказом. Феноменом нового времени можно признать сильную динамику почтовых и курьерских услуг — население оценило удобство доставки, а также полюбило маркетплейсы», — полагает Коложвари.
Доцент кафедры производственного менеджмента и экономики энергетики Новосибирского государственного технического университета НЭТИ Ирина Отвагина полагает, что на взрывной рост выручки финансовых организаций повлияла два фактора.
«Ключевым драйвером стала высокая ставка ЦБ, которая позволила банкам кардинально нарастить чистую процентную маржу. Одновременно с этим, спрос на кредиты, особенно ипотечные, не упал благодаря масштабным государственным программам субсидирования. Это обеспечило банкам и высокую доходность, и растущий объем портфеля. Второстепенными, но важными факторами стали рост комиссионных доходов на фоне оживления деловой активности и эффект низкой базы после шокового 2022 года. По сути, банковский сектор стал главным бенефициаром сложившейся макроэкономической конъюнктуры, сумев заработать как на дороговизне денег, так и на стимулированном государством спросе», — рассказала Отвагина РБК Новосибирск.
По словам президента Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири, преподавателя кафедры экономики, предпринимательской деятельности и логистики НГУЭУ Сергея Максимова, рост выручки предприятий, связанных с деятельностью воздушного транспорта, был связан в том числе и активизацией пассажирских перевозок. Объем пассажирских авиаперевозок в последние годы стабильно растет, соответственно растет и выручка, отмечает эксперт.
«Вместе с тем надо признать, что доля авиационного транспорта в общей выручке по региону, а также его доля в валовом региональном продукте достаточно мала. Например, доля всех организаций по категории «транспорт и складирование» в ВРП Новосибирской области порядка 15%. При этом если теперь всю отрасль «транспорт и складирование» взять за 100%, то доля авиационного транспорта будет оставлять 5,6%. Это значит, что доля данного вида транспорта в экономических показателях достаточно мала. И другие отрасли играют более значимую роль в общеэкономических показателях», — пояснил РБК Новосибирск Максимов.
В связи с этим сокращение доли выручки по отрасли, связанной с деятельностью воздушного транспорта означает, что сама выручка в этой сфере росла темпами ниже, чем общая выручка по Новосибирской области. В результате при росте выручки произошло перераспределение доли по данной отрасли в сторону ее уменьшения, полагает он.
По словам Отвагиной, при оценке средней выручки на одно юридическое лицо лидируют производители кокса и нефтепродуктов, финансовые и почтово-курьерские службы. Рост в нефтепереработке объясняется как мировым ростом цен на энергоносители, так и выгодным положением региона для переработки и дистрибуции. Высокая средняя выручка в финансах — следствие не только рекордной прибыли банков, но и консолидации сектора: доходы делятся на меньшее число крупных игроков.
«Лидерство этих отраслей неслучайно и определяется статусом Новосибирска как главного транспортного, делового и научного узла Сибири. Это объясняет доминирование нефтепереработки благодаря расположению на пересечении транспортных потоков. В регионе находится крупный Новосибирский нефтеперерабатывающий завод. А процветание финансового и почтового обусловлено концентрацией купных филиалов банков, обслуживающих огромную территорию и наличию грузового авиахаба в Толмачево, что делает его идеальным местом для гигантских сортировочных центров почтовых и курьерских компаний, работающих на всю Сибирь и Дальний Восток», — подытожила Отвагина.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте