Лента новостей
Все новости Новосибирск
Организаторы «Оскара» отказались от планов исключить из эфира 4 номинации Общество, 04:03 Мюллер рекомендовал заключить Манафорта в тюрьму на срок до 24 лет Политика, 03:52 WP узнала о плане США создать зону безопасности на границе Сирии и Турции Политика, 03:09 Полиция сообщила о пяти погибших при стрельбе в Иллинойсе Общество, 03:02 США пообещали направить Венесуэле дополнительную гуманитарную помощь Политика, 02:44 Зампред ВЭБ сообщила о пересмотре перечня моногородов России Экономика, 02:26 Власти заявили об отсутствии угрозы прорыва плотины в Ростове-на-Дону Общество, 01:57 Почему задержали основателя инвесткомпании Baring Vostok Финансы, 01:41 Минобороны заявило об удержании сирийских беженцев в лагере «Эр-Рукбан» Политика, 01:23 Минфин прокомментировал сохранение рейтинга России на уровне ВВВ- Экономика, 00:50 Fitch спрогнозировало устойчивость России к новым санкциям Экономика, 00:35 СМИ сообщили о ранении четырех полицейских при стрельбе в Иллинойсе Общество, 00:26 СМИ узнали о предложении России для Barclays на $641 млн в разгар кризиса Бизнес, 00:16 СК возбудил дело по факту гибели военнослужащего под Воронежем Общество, 00:09
Новосибирск ,  
0 
Мобильные операторы рассказали о списаниях денег со счетов новосибирцев
Специалисты рассказали, что со счетов абонентов списываются деньги. Однако большинство пользователей не замечают этого
Фото: pixabay.com

В середине сентября жительница Новосибирска пожаловалась на списание денег с мобильного телефона ее бабушки за международный звонок. Позже выяснилось, что звонок был сделан в Боснию и Герцеговину. В компании оператора предположили, что инцидент связан с некачественным китайским телефоном, которым пользовалась женщина.

На одном из сайтов, собирающих отзывы пользователей данного оператора, говорится, что с аналогичной проблемой люди сталкиваются с осени 2016 года. По словам одного из сотрудников компании-оператора, желавшего остаться неизвестным, 95 % таких звонков исходят с дешевых китайских смартфонов.

Как рассказали корреспонденту РБК Новосибирск в пресс-службе ПАО «Мегафон», в компанию периодически обращаются абоненты, с лицевого счета которых списываются денежные средства за совершенные услуги: платные смс-сообщения и международные звонки. Одной из возможных причин произошедшего может быть вредоносное программное обеспечение (ПО), которое втайне от самого пользователя может инициировать такие соединения. Нередко подобные приложения устанавливают на свой смартфон сами владельцы.

По словам источника РБК Новосибирск, близкого к одному из федеральных операторов связи, данная проблема известна давно. Во-первых, существуют различные вредоносные  ПО, которые могут попасть на телефон пользователя. Зачастую от этого страдают смартфоны на Android из-за того, что на них можно устанавливать программы не из магазинов приложений, а из сторонних мест.

«Эти «трояны» камуфлируются под всевозможные игрушки, калькуляторы, обновления в браузере и т.д. Как только пользователь ставит его на свой телефон, оно тут же получает доступ ко всем функциям абонента, — поделился специалист. — Абонента должно насторожить то, что приложение требует разрешение на доступ к звонкам, микрофону или смс-сообщениям».

Но вредоносное ПО может попасть на телефон еще на заводе-изготовителе. Есть программы, которые собирают информацию о пользователе, которую можно продавать, иногда — зарабатывать на межоператорских интерконнектах.

«Если пользователь купил телефон на Aliexpress, то это будут проблемы пользователя, а если телефон был завезен на территорию РФ в соответствии со всеми нормами, то тогда нужно поднимать номера, с которых совершались звонки, уточнять, что за телефоны, смотреть, что за партия. Это может сделать только оператор, обнаруживший у себя такую активность», — отметил специалист.

Кому это выгодно

Вредоносные приложения воруют информацию, которую потом продают для рассылки рекламы. «Допустим, пользователь устанавливает браузер, а он после установки начинает показывать рекламу — это совершенно не то приложение, которое хотел установить пользователь. Наверняка, у этого ПО есть покупатели, готовые купить баннеры», — пояснил анонимный источник.

Также эксперт сообщил, что есть приложения, которые зарабатывают на межоператорских звонках. При звонках на номера телефонов другого оператора принимающая сторона выставляет счет.

Для звонков используется страны, с которыми у России повышенный операторский тариф. Таким образом, и накачивается трафик в пользу оператора, к примеру, одного из африканских государств. У этого оператора может даже не быть станций — у него есть только лицензия и коммутатор. Это и позволяет ему получать выручку с межоператорских тарифов.

Выгодоприобретатель и оператор, которому идет звонок, могут находиться в разных точках планеты, но делить между собой прибыль.

Не делайте лишних движений

Коммерческий директор Apple Service Евгений Козлов, рассказал корреспонденту РБК Новосибирск, что в дешевых китайских смартфонах, стоит операционная система Android. По его словам, даже телефоны, работающие на старых версий Android не звонили самостоятельно. Специалист предполагает, что пользователи сами виноваты в звонках в другие страны, так как не всегда понимают, что они нажимают на телефоне.

«Чтобы позвонить в другую страну, нужно на незаблокированном экране набрать комбинацию цифр со знаком «+» перед ней. Это можно сделать, зажав клавишу «0» всем, чем угодно», — отметил Козлов.

Кроме того, Козлов предположил, что еще одной причиной такого «поведения» смартфонов, может быть установка какого-то софта. Потому что в дешевых китайских телефонах установлены старые версии Android, на которых нет протоколов безопасности.

«Система Android росла и развивалась. Чем отличается телефон дорогой, произведенный именитым производителем, от дешевого: раз в два месяца крупные компании рассылают обновления операционных систем для своих телефонов, чтобы закрыть дыры в электронной защите», — отметил специалист.

Безопасность

Как рассказали в пресс-службе «Мегафон», если абонент обнаружил списания с мобильного счета, то ему нужно провести анализ программ, установленных в телефонном аппарате и принять в будущем меры предосторожности: не допускать посторонних лиц к своему телефонному аппарату, установить и использовать антивирусные программы с актуальными антивирусными базами на своем телефонном аппарате.

«Также самый простой способ обезопасить себя от подобных ситуаций – устанавливать приложения только из официального магазина приложений Google Play Market и Apple AppStore, а в системных настройках смартфонов Android стоит установить запрет на установку программ из неизвестных источников», — рассказали в пресс-службе мобильного оператора.

В пресс-службе ПАО «Билайн»  РБК Новосибирск сообщили, что пострадать от действий злоумышленников телефон может из-за вируса, полученного в процессе эксплуатации, либо за счет вредоносного ПО, установленного на устройстве. В пресс-службе мобильного оператора отметили, что чаще всего вредоносные ПО оказываются на незаконно ввезенных смартфонах или на дешевых устройствах неизвестных производителей, которые не имеют международных сертификатов GSMA и Google.

«Чтобы обезопасить себя от возможных рисков, абонентам следует предпринимать определенные меры предосторожности: покупать только сертифицированные для России телефоны, пользоваться проверенными интернет-ресурсами, не загружать вложения в письмах от незнакомых адресатов, установить антивирус на свое устройство, контролировать место нахождения своего телефона, чтобы избежать его попадания в руки злоумышленников, а также регулярно проверять списания со своего счета», — отметили в пресс-службе «Билайна».

В то же время Козлов подчеркнул, что в настройках смартфонов имеется функция, разрешающая телефону звонить только на российские номера, начинающиеся с «+7». При активации данной функции на иностранные номера звонить нельзя. Также, по словам Козлова, мобильные операторы могут заблокировать звонки за пределы России по просьбе абонента.

Операторы молчат 

Как отметил источник РБК Новосибирск, мобильным операторам известно, какое количество звонков совершают телефоны вне желания их пользователей.

«Я думаю, что такую статистику ни один оператор давать не станет, чтобы не пугать народ. Однако можно предположить, что они не носят характер «эпидемии». Однако случаются наплывы. Например, специальные подразделения операторов связи одно приложение заблокировали — потом появилась новая программа, которую все стали устанавливать. Это происходит волнами», — отметил источник.

По его словам, главная задача вредоносного ПО — это не выдать себя, поэтому снимается такое количество денег, которое не позволит абоненту обнаружить вредоносное ПО: от нескольких десятков до ста рублей. «Как правило, происходят непродолжительные звонки, но с определенной периодичностью», — указал источник.