В Заксобрании подняли вопрос о проблеме разграничения земель в области
На заседании был озвучен отчет Контрольно счетной палаты (КСП) области. Экспертами проведен анализ нормативной базы, а также проанализирована принадлежность земель районов, входящих в Новосибирскую агломерацию.
По данным Росреестра, общая площадь земель Новосибирской области составляет 17,7 млн га. В собственности граждан находится 31% от общей площади. В собственности юридических лиц — менее 1%. В государственной и муниципальной собственности находится 68%. Из них Российской Федерации принадлежит 3 млн га, Новосибирской области — 21,5 тыс. га, муниципалитетам — 130 тыс. га.
Как рассказала аудитор КСП Наталья Козлова, площадь незарегистрированных земель Новосибирской области, в составе которых находятся земли, государственная собственность на которые не разграничена составила в 2018 году — 6,54 млн га, в 2020 году — 6,51 млн га.
«Полных и достоверных сведений о площади земель Новосибирской области, государственная собственность на которые не разграничена, не содержится ни у органов государственной власти, ни у органов местного самоуправления, на территории которых находятся такие земельные участки», — сообщила Козлова.
В регионе полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы региональному департаменту имущества и земельных отношений.
Департамент в 2018 году распорядился земельными участками общей площадью 1,6 тыс. га или 2,9% от общей площади земельных участков, находящимися под его контролем и муниципалитетов. В 2019 году это показатель увеличился до 3,9 тыс.га (6,8%).
Выявленные нарушения
В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия в департаменте аудиторы установили, что до 2020 года не были утверждены административные регламенты предоставления государственных услуг в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Кроме того, департамент не осуществляет полномочия администратора доходов. Департамент в заключаемых договорах аренды и купли-продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не указывал коды бюджетной классификации для оплаты пеней, штрафов, начисленных за нарушение условий заключенных договоров.
Также департаментом допускались случаи неполного отражения в бюджетном учете информации о земельных участках, собственность по которым не разграничена, вовлеченных в хозяйственный оборот.
Так, в 2018 году не были отражены 76 земельных участков, общей стоимостью 65 млн руб. В прошлом году результаты инвентаризации не были отражены отчетной датой, в части 20 земельных участков, общей стоимостью более 7 млн руб. По состоянию на конец прошлого года были отражены шесть земельных участков по стоимости 1 рубль за 1 участок (вместо 1 рубль за 1 квадратный метр, стоимость была занижена на сумму 964,4 тыс. руб.).
В Новосибирской области доходы от распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, составляли: в 2018 году — 3,28 млрд руб., в 2019 году — 3,24 млрд руб. Из этих средств, по данным КСП, в бюджет Новосибирска от аренды и продажи земельных участков в 2018 году поступило 2,5 млрд руб., в 2019 году — 2,43 млрд руб.
Доходы от аренды и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, составляют основную часть в общей сумме доходов местных бюджетов от использования и продажи имущества (до 70%). При этом в общей сумме налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов доходы от аренды и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, незначительны (менее 10%).
Решение проблемы
По словам руководителя рабочей группы, зампредседателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Ирины Диденко, вопрос состоит в разграничении и регистрации земельных участков, и самое главное — максимальном вовлечении этих земель в гражданский оборот с целью сельскохозяйственной обработки, получения доходов бюджета.
«Эта работа довольно сложна и методологически, и с точки зрения законодательства, федерального в первую очередь, а также финансовых и человеческих ресурсов, которые не всегда у субъекта есть. Тем не менее, сегодня мы говорили, что на федеральном уровне президентом такие задачи ставятся», — пояснила парламентарий.
«Чтобы решить этот вопрос требуются финансы для оформления участков и других процедур, связанных с регистрацией. Но проблему нужно решать в любом случае. Земля — это источник дохода бюджета. Также нужно укрепить земельный департамент, потому что на них возложили очень много, они не в состоянии все это сделать», — сказал депутат Заксобрания области Иван Мороз.
Диденко добавила, что данный вопрос остро стоит и в других субъектах РФ. Однако его решение избавит муниципалитеты от многих проблем. Были примеры, когда главы поселений не могут привлекать финансы на тушение пожаров на ближайших к поселению, но не принадлежащих муниципалитету землях, потому что это будет нецелевым расходованием бюджетных средств. Другая проблема — зарастающие бурьяном поля, которые находятся в частной собственности.
«Люди получили паи, но ничего на своей земле не делают. Или ситуация: земля стоит, а собственников уже много лет никто не видел. Много примеров, когда люди оставляют в деревне свои дома с приусадебными участками. Страдают соседи, в целом жители деревни. Брошенный, зарастающий травой участок — источник пожарной опасности, — отметила депутат.
Рассматриваемый рабочей группой вопрос находится также в сфере ответственности комитета Заксобрания по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям, поэтому работа предстоит совместная. Также депутаты предложили департаменту имущественных и земельных отношений области к следующим заседаниям рабочей группы подобрать информацию, касающуюся кадастровой оценки земель по всей области.
«Наша задача на сегодня — максимально изучить вопрос с целью принятия затем управленческих решений, предложений в адрес департамента имущества и земельных отношений, в целом правительства области, а может быть, с предложением нормативно-правовых актов выйдем на федеральный уровень, реализуя возможность законодательной инициативы», — заключила Диденко.
По данным КСП, наименьшая доля незарегистрированных земель по отношению к землям, находящимся в государственной и муниципальной собственности зафиксирована в Томской области (6,2%), Республике Хакасия (13,5%), Кемеровской области (24,5%).
Наибольший процент незарегистрированных земель — в Иркутской области (81,2%), Новосибирской области (74,5%) и Алтайском крае (65%).