Эксперты назвали основные ошибки новосибирских импортеров
По данным информационно-аналитической компании VVS, за последний год статистика российско-китайского экспорта и импорта показала рост. «Структура рынка не изменилась, но увеличились объемы поставок. Так, например, китайская компания, занимающаяся выпуском ткани, всего год назад имела объем рынка в 2%, сейчас он превышает 40% — увеличение почти в двадцать раз», — отмечает генеральный директор VVS Жанна Мартынова.
В 2016 году импорт на территорию области впервые за последние несколько лет начал расти. Согласно данным Сибирского таможенного управления, за весь 2016 год он составил $1,23 млрд. При этом показатели текущего года уже опередили 2016 — только за 9 месяцев, по данным Сибирского таможенного управления, общий импорт на территорию области составил $1,54 млрд. Статистика импорта показывает уверенный рост с 2015 года.
Определить нишу
Как отмечает Мартынова, чтобы найти нишу для развития бизнеса, необходимо определить список товаров, импорт которых растет, и сравнить потребности потенциальных заказчиков и предложения производителей.
Первый — за счет ввоза сопутствующих товаров. «Пример такого кейса, это поставки яиц. Если завозят яйца, значит, понадобится специальное оборудование, холодильники, чтобы обеспечить длительный срок хранения», — поясняет эксперт.
Второй — анализ существующих цепочек рынка и их проблем. «Однажды к нам пришла компания, которая занималась ремонтом техники. Попросили поднять статистику и сказать, какие экскаваторы ввозились 10 лет назад в Россию. Затем на основании этих данных узнали в чем причина выхода из строя экскаваторов — оказалось, у всех «полетели» гидроцилиндры. И в итоге компания открыла свой собственный завод по их производству», — рассказывает Мартынова.
Третий — импортозамещение. Как отмечает эксперт, подобный способ извлечения прибыли может оказаться очень успешным, если знать какую нишу занять. «Польскими яблоками раньше были завалены все магазины, но сейчас, в условиях эмбарго, их найти сложно. И одна адыгейская компания, определив сорта яблок, которые ввозились в Россию из-за границы, расширила собственное производство. Они завезли примерно тысячу деревьев из итальянских питомников, а спустя пять лет у них уже вырос технический урожай. Сейчас они принимают заказы на ближайшие годы», — сообщает Мартынова.
Поиск поставщика
По мнению организатора интернет-портала China Logist Анны Андрющенко, наиболее удобным инструментом в поиске будут выставки производителей. «Сейчас бум выставочного бизнеса. Очень много клиентов ищут в Китае своих покупателей. Самыми лучшими для поиска поставщика являются крупные выставки — как узкоспециализированного, так и широкого спектра. Пример первых — выставка электроники в Гонконге, вторых — Кантонская выставка, одна из известных», — сообщает Андрющенко. Помимо известных, в Китае проводится около тысячи более мелких выставок. Прежде чем ехать на одну из них, отмечает эксперт, стоит обратить внимание на то, как давно проходит выбранная выставка, имеется ли у нее свой сайт, как часто он обновляется. Нелишним будет обратить внимание и на фотографии, запросить у организаторов список экспонентов, убедиться, что среди них есть те, кто может вас заинтересовать.
Основной проблемой выставок Андрющенко называет большое количество посредников. Ради уменьшения транспортного плеча такие посредники часто выставляют не реальные образцы определенного завода, а нечто похожее, привезенное с «окрестных деревень». «Сейчас от этого пытаются избавиться, но посредников все еще очень много. Важно также помнить, что поездка на мероприятие не всегда оканчивается положительно — вы можете не найти необходимого поставщика. В таком случае, стоит записываться сразу на несколько выставок», — резюмирует Андрющенко.
Эксперт также считает, что различные сервисы, которые предлагают помощь на выставках, предоставляют только две полезные услуги — переводчика и логистические таможенные услуги. «Без переводчика теряется 50% продуктивности во время переговоров. А предоставление второй услуги поможет правильно высчитать примерную сумму поставки с поправкой на таможенные пошлины, сертификацию и многое другое», — рассказывает Андрющенко.
Производственный процесс
Как отмечает владелец компании Skycom LLC Дмитрий Лабохо, очень часта ошибка, когда предприниматель считает себя умнее специалистов фабрики. «Не стоит стоять на своем. Если вам говорят, что ваш производитель не рекомендует выбранное вами решение — лучше спросите, что бы он порекомендовал. Конечно, вам могут сделать качественный образец, но для производства лучше выбрать вариант, предложенный заводом», — напоминает Лабохо.
По словам Лабохо, большая часть предпринимателей не уделяют должного внимания упаковке товара, предоставляя ее в небрендированной, что пагубно сказывается на лояльности. «Если не можете производить свое, то хотя бы упакуйте», — советует эксперт.
По мнению Андрющенко, особо важно — контролировать процесс перед отправкой товара. «Китайцы очень любят положить какой-нибудь подарок — новый образец или пренебречь цифрами. В результате у вас может оказаться либо товар, который не указан в таможенных документах, либо итоговый вес будет отличаться на 100 кг. Неоднократны случаи, когда такие грузы доходили до границы и разворачивались обратно», — поясняет Андрющенко. Она советует договориться с поставщиком вести видеосъемку и заранее сообщать обо всех изменениях в составе груза.
Особо важным, говорит Андрющенко, является регулярный контроль процесса на заводе поставщика вашим представителем. Его присутствие при приемке товара, проверке и отправке — позволит значительно снизить количество возможных ошибок.
«У нас был случай, когда было необходимо найти поставщика через интернет и выполнить заказ на поставку авиакомпании небольших нейлоновых пакетиков для долек лимона. В итоге нам пришла фотография огромного пакета — оказалось, что в Китае перепутали миллиметры и сантиметры. Конечно, если бы у нас был представитель, такой ошибки удалось бы избежать», — приводит пример Андрющенко.
Отдельным случаем торговли с Китаем может стать переход на собственное производство. Как рассказывает директор компании «Hammerart» Игорь Мезенин, их закупки багетов и рамок для картин из Китая сегодня переросли в собственное производство. Принятию решения об отказе от импорта, по словам Мезенина, поспособствовал рост курса доллара. «Со своим производством цена не увеличится скачкообразно почти вдвое, как это произошло с долларом», — отмечает Мезенин.
«Когда мы решили заняться выпуском продукции самостоятельно, у нас не было ни опыта, ни знаний. Мы полтора года ездили в Китай, на завод производителя. Изучали процесс, узнавали на каких машинах что производят. Затем заказали нужную технику, наняли специалистов, нашли поставщика гранул и запустили первую очередь производства», — рассказывает Мезенин.