Проблемы экспорта Новосибирской области обсудили в Заксобрании
В структуре регионального экспорта есть тенденция снижения доли несырьевых неэнергетических товаров с 70,7% в 2015 году до 50% в 2019 году. Это в своем отчете на бюджетном комитете в Заксобрании отметила аудитор Контрольно-счетной палаты региона Елена Саблина.
В заключении КСП по результатам анализа эффективности использования средств областного бюджета, направленных на формирование экспортного потенциала Новосибирской области Саблина отметила, что за 2019 год Новосибирская область по экспорту услуг занимала 2-е место среди регионов Сибири, уступив только Красноярскому краю.
Министр экономразвития Лев Решетников уверен, что в Новосибирской области нет жесткого превалирования сырьевого экспорта. «На эти вопросы влияет конъюнктура рынков и колебания курсов валют. В Новосибирской области растет число экспортеров, сотни компаний обучаются работе на экспортных рынках. У нас компания из Бердска экспортирует китайскую лапшу в Китай. При этом есть крупный игрок — «Сибантрацит» — показатели которого влияют на общие показатели региона».
Депутат Глеба Поповцев обратил внимание на вопрос роста пошлин на экспорт зерна, этот аспект, по мнению депутата, уже сказывается на рынке региона. Из-за «заградительных» пошлин уже произошла стагнация реализации зерна в регионе. Падают и показатели по экспорту, что Поповцев связывает с возможным ростом этой пошлины вдвое.
В феврале-марте в России вводится экспортная пошлина на экспорт пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы — 25 евро за тонну. В рамках квоты в 17,5 млн т пошлина будет такой, а сверх квоты — 50% от таможенной стоимости. В середине января в подкомиссии правительства было согласовано повышение ставки вывозной пошлины на пшеницу внутри экспортной квоты с 1 марта до 50 евро за тонну, а также введение с 15 марта пошлин на кукурузу (25 евро за тонну) и ячмень (10 евро за тонну). Пошлину вводят для стабилизации внутренних цен на зерно. «Полученные средства будут возвращаться в сельское хозяйство через господдержку», — сообщил в середине января министр экономического развития РФ Максим Решетников
«Одно дело — введение такой пошлины на зерно для Кубани или центральной части России, другое — для Новосибирской области, — уверен Глеб Поповцев. — Себестоимость зерна в регионе сильно выросла за последний год».
Зампредседателя комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Денис Субботин согласился с Поповцевым. «Руку на сердце положа, нужно признать — на масличные культуры, на которые наша область делала ставку в плане диверсификации экспорта, пошлина установлена в размере 30% от таможенной стоимости, но не менее, чем 165 € за тонну сои, рапса, подсолнечника. Пошлина, очевидно, заградительная. Это при том, что большая часть масличных, выращиваемых на областных полях, шла именно на экспорт», — заявил депутат.
В ответе на вопрос Поповцева министр сельского хозяйства Евгений Лещенко заявил, что пошлина в 25 евро практически никак не сказалась на исполнении экспортных контрактов региона: в последние два месяца цена реализации зерна практически не меняется. «Третий класс без НДС продается в среднем за 13800 руб./т», — констатировал министр, отметив, что предпосылок к существенному снижению цен на зерновом рынке нет, а средняя себестоимость производства зерна в Новосибирской области в 8230 рублей за тонну. Председатель бюджетного комитета Фёдор Николаев оценил маржинальность производства зерна как довольно высокую.
Аудитор КСП Елена Саблина констатировала, что в области не разработана нормативная правовая база об использовании интеллектуальной собственности Новосибирской области, в том числе региональных брендов и товарных знаков. Такой механизм продвижения региональных брендов принят в ряде субъектов России, например, в республике Алтай или Вологодской области.
«Надо уделять больше внимания развитию и использованию бренда региона, — уверена зампредседателя бюджетного комитета Заксобрания Ирина Диденко. — Это позволит стимулировать спрос на произведенные местными компаниями товары и услуги».