«Сибантрацит» объявил о многомиллиардных инвестициях в БАМ
По данным ГК «Сибантрацит», распоряжением генерального директора ОАО «РЖД» (РЖД) Олега Белозерова образована совместная рабочая группа по реализации проекта строительства тоннеля, в которую вошли руководители профильных департаментов и управлений РЖД и топ-менеджеры «Сибантрацита» и «ВостокУгля».
Ранее «Ведомости» писали, что в марте 2019 года в письме президенту Путину совладелец «Сибантрацита» Дмитрий Босов попросил предоставить «Сибантрациту» право первоочередного провоза 50 млн тонн угля в год по БАМу и Транссибу на 25 лет в обмен на инвестиции в строительство Северомуйского тоннеля. Названные Босовым сроки строительства — пять лет без привлечения бюджетных средств. Первый раз о желании за свой счет построить тоннель Босов озвучивал летом прошлого года. Олег Белозеров на президентской комиссии по ТЭК оценивал срок строительства в десять лет, а стоимость проекта оценивают в 260,8 млрд руб.
Ранее «Коммерсантъ» излагал подробности прошлогоднего письма Босова к Белозерову. Сейчас предприятия «Сибантрацита» добывают более 26 млн тонн угля в год, а к 2022 году планируется довести объем только в Сибири до 52 млн тонн. Для собственных нужд «Сибантрацит» строит порты «Вера», УППК «Север» и «Терминал А» с объемом перевалки 55 млн тонн. Основные потребители — страны азиатско-тихоокеанского региона, поэтому группа выражает «крайнюю заинтересованность» в увеличении пропускных способностей инфраструктуры РЖД.
Первый Северомуйский тоннель строился больше 20 лет и был запущен в эксплуатацию в 2003 году. Однако и после этого Северомуйский хребет остался одним из самых узких мест на БАМе, поскольку в тоннеле проложена одна колея. «Северомуйский тоннель-2» должен стать одним из самых протяженных в России, его длина составит около 18 км. Он позволит увеличить пропускную способность на этом участке БАМа с 16 млн т до 100 млн т грузов в год. В группе «Сибантрацит» указывают, что ввод в строй «Северомуйского тоннеля-2» приведет к созданию в ближайшие 2-3 года около 3 000 новых рабочих мест.
В послании Федеральному собранию в марте 2018 года Путин заявил, что за шесть лет пропускная способность БАМа и Транссиба должна вырасти в полтора раза до 180 млн т. «Контейнеры будут доставляться от Владивостока до западной границы России за семь дней. Это один из инфраструктурных проектов, который будет давать быструю экономическую отдачу. Там есть грузы, и все вложения будут окупаться очень быстро и будут способствовать развитию этих территорий», — сказал тогда Путин.
По оценке Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ), общие инвестиции в инфраструктуру для провоза такого количества грузов по участку БАМа Тайшет — Комсомольск, составят 950,2 млрд руб., по Транссибу — 1103,1 млрд руб. Проект модернизации Восточного полигона (БАМа и Транссиба) является приоритетным для РЖД и разделен на две части: первый этап — до 2020 года, второй — 2020–2025 годы. Одной из крупнейших его частей является БАМ-2 — строительство второго железнодорожного пути для повышения пропускной способности магистрали, проект стартовал в июле 2014 года.
Первое заседание совместной рабочей группы по строительству тоннеля состоялось 11 апреля. «На нем были намечены направления работы по реализации проекта. Проект строительства «Северомуйского тоннеля-2» будет разработан самостоятельно, его готовит УК «ВостокУголь». В данный момент уже ведутся предпроектные работы», — сообщили в пресс-службе компании «Сибантрацит». Непосредственно возведение «Северомуйского тоннеля-2» начнется в течение года и займет 5 лет.
Горнодобывающая группа компаний «Сибантрацит» в прошлом году заняла 268 место в рейтинге крупнейших по выручке российских компаний РБК-500. Выручка добывающих предприятий группы за прошлый год достигла 132,8 млрд руб. и выросла к 2017 году в 1,9 раза. Совладелец группы компаний Дмитрий Босов, президент группы «Аллтек», которой принадлежит 75% компании «Сибирский антрацит», занимает 108 позицию рейтинга Forbes. Состояние Босова по данным за прошлый год составило $950 млн.