Более 100 отделений почты не работают в полную силу из-за нехватки кадров
В Новосибирской области 135 отделений «Почты России» работают по временному режиму из-за нехватки кадров. Еще 47 временно не работают: у 25 отсутствует помещение, 22 не функционируют из-за некомплекта штата. Всего в регионе работают 717 отделений. Об этом в ходе заседания транспортного комитета областного Заксобрания рассказал замминистра цифрового развития и связи Антон Лошаков.
«Стоит отметить, что основная причина нефункционирования отделений — некомплект штата. Это вопрос заработной платы. Именно длительное нефункционирование приводит к закрытию отделения, прекращается договор аренды», — сказал Лошаков.
Предполагается, что число таких почтовых отделений должно снизиться за счет строительства быстровозводимых конструкций. Также в регионе реализуется ряд мер поддержки деятельности «Почты России», которые должны уменьшить количество отделений, работающих по временному режиму. С участием профильного комитета парламента были приняты областные законы об освобождении от налогов и предоставлении помещений на льготных условиях.
«Наиболее действенные меры у нас сейчас — обнуление ставок по транспортному налогу. В контексте реализации этой меры почта взяла на себя обязательства вновь ввести в эксплуатацию временно нефункционирующие 20 отделений. И наша классическая мера — предоставление субсидий на ремонт почтовых отделений, которая реализуется за счет областного бюджета в рамках программы по цифровой трансформации», — сказал Лошаков.
По данным министерства, за 2022-2023 годы было отремонтировано 49 отделений. В текущем году планируется отремонтировать еще 17 за счет средств областного и федерального бюджетов.
По словам директора УФПС Новосибирской области АО «Почта России» Александра Завьялова, также три отделения планируется запустить до конца недели. Еще три должны возобновить работу к лету. Семь — действуют по временному режиму в связи с обучением персонала.
Вопросы оттока кадров и сокращение числа закрытых почтовых отделений
Депутат Александр Козлов попросил предоставить данные по текучести кадров и озвучить среднюю зарплату работников. «Также ранее я обращал внимание на то, что всем сотрудникам почтовой связи необходимо сшить специальную форму», — сказал парламентарий.
По словам Завьялова, сейчас проводится закупка для обеспечения работников спецодеждой. Отделения начнут обеспечивать формой по мере необходимости. «В первую очередь, это касается модернизированных по федеральной программе отделений. И тех, которые находятся в крупных районных центрах», — сказал он.
Как пояснил Завьялов, по данным на 2023 год средняя заработная плата составляет 32 тыс. руб., текучесть — порядка 60%. «Пока ситуация такова. Наиболее проблемные — сельские отделения. В большинстве своем именно они обеспечивают отток персонала. И здесь причина не только в уровне зарплаты, но и в том, что в малочисленных населенных пунктах, на 500 человек, достаточно сложно подобрать кандидата. Мы решаем этот вопрос путем привлечения совместителей из других отделений», — пояснил Завьялов.
По словам депутата Елены Тыриной, если исходить из данных доклада министерства, то на протяжении последних четырех лет неизменным остается количество закрытых почтовых отделений — 25 штук — по причине отсутствия помещений. «Вместе с этим у нас есть опыт использования передвижных отделений. Возможно ли, с учетом планов по строительству модульных отделений, на время переходного периода сделать передвижные отделения? Если да, то в каком количестве?», — спросила депутат.
По словам Завьялова, на территории региона уже используются мобильные отделения почтовой связи. Их количество составляет восемь штук. «Мы можем рассматривать вопрос о введении мобильного отделения там, где это необходимо, чтобы обеспечить население услугами. Сейчас мы решаем эту проблему путем выездных мобильных бригад с почтальонами и операторами», — сказал он.
В ответ Тырина отметила, что 25 отделений закрыты по причине отсутствия помещений. «Здесь не идет речь о помещении в принципе — ни о подходящих, ни об арендуемых. Можно ли туда направить эти передвижные пункты?», — уточнила парламентарий. В «Почте России» ответили, что — да, и пообещали направить в комитет соответствующую информацию.
Также в ходе заседания комитета Тырина сообщила, что ранее из муниципалитетов поступали жалобы о несоблюдении графика работы передвижных отделений. «Часто машина в населенные пункты приезжает с опозданием, после 18:00. А если нет пенсионных выплат, то может и вовсе не приехать. Если сотрудник почтового отделения находится в отпуске или уходит на больничный, то почта не работает. Как осуществляется контроль и решаются эти проблемы?», — спросила Тырина.
В ответ Завьялов пояснил, что подтвержденных отклонений в графике движения мобильных отделений выявлено не было: «По мере движения отделения отмечают в путевых листах прибытие в точку и движение по маршруту. (...) Движение транспорта определяется и по системе ГЛОНАСС. Здесь у нас есть дополнительные системы контроля. А когда сотрудник уходит в отпуск или на больничный, мы привлекаем специалистов из других отделений».
Депутат Александр Барсуков предложил комитету рассмотреть вопрос о выделении дотаций для почтовой связи. «Приняли решение, освободили отделения от налогов на имущество и транспорт. В общей сложности это дало 6,5 миллиона рублей, деньги пошли на формирование персонала, но этого мало. Раньше почтовая связь финансировалась из федерального бюджета. А что такое, если сегодня не работает отделение связи? Нет поставок, нет доставки почты и газет. Последние теряют тираж, могут обанкротиться. Поэтому проблем очень много. Я предлагаю выйти комитету на сессию, а потом на федеральный уровень с этим вопросом. Необходимы дотации, иначе почта будет в нерабочем состоянии, несмотря на все принимаемые меры», — сказал Барсуков.
«Мы видим, что с нами всегда идут на контакт. Мы получаем ответ на все вопросы. Если Александру Владиславовичу (Завьялову — прим. ред.), как руководителю, некорректно выступать с какими-то инициативами, то мы берем и готовы брать это на себя, в том числе общаться с федеральными структурами для оказания содействия. В целом ситуация меняются в лучшую сторону», — сказал председатель транспортного комитета Валерий Ильенко.
По итогу заседания депутаты приняли доклад к сведению, а вопрос о субсидировании отделений — в проработку.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте