Ставка упала: каких последствий на финансовом рынке ждут в Новосибирске
Ключевая ставка в 4,5% — это исторически минимальный уровень. В Альфабанке сообщили, что понижение было сильнее ожиданий: ранее считалось, что шаг в 50 б. п. уже является значительным; таким образом, понижение на 100 б. п. является форс-мажорным. «Такое понижение должно отражать экстраординарные плохие новости, которых мы не наблюдаем: российский ВВП снизился всего на 12% г/г в апреле, что весьма позитивно. Более того, ЦБ не изменил свой прогноз спада (-4-6%) ВВП по итогам этого года».
Понижение ставки объясняется риском дезинфляционного давления. «При этом регулятор не пересмотрел и свой прогноз по инфляции (3,8-4,8%) на этот год, а этот диапазон явно смещен в сторону инфляции», — отмечают в Альфабанке.
«Регулятор считает, что победил высокую инфляцию и начинает бороться с дезинфляцией, — рассуждает Эдуард Коложвари, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового рынка и финансовых институтов НГУЭУ.
"При этом существующая методика определения индекса потребительских цен не учитывает весьма вероятный рост цен на импортные товары и составляющие, объем которых в экономике значителен, - говорит эксперт. - Вероятен рост цен по всем группам товаров и услуг, как желание компенсировать выпавшие доходы от снижения товарооборота и возникшие убытки».
Максим Петроневич, старший экономист аналитического управления банка «Открытие» говорит, что решение Банка России оказало слабое влияние на рынки, поскольку было ожидаемым. По мнению регулятора, снижение в меньшей степени затронет долгосрочные ставки, что будет способствовать сохранению привлекательности рублевых депозитов в структуре сбережений населения.
Ирина Газизулина, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового рынка и финансовых институтов НГУЭУ предполагает, что решение Банка России окажется не настолько эффективным и значимым, как ожидалось. «Такая ставка могла бы поддержать падающую до этого экономику, год — полтора назад, когда еще деловая активность держалась на достаточном уровне, чтобы бизнес мог пользоваться кредитами, — отмечает эксперт. — Сегодня же, в условиях непредсказуемости срока действия карантина и возможной новой вспышки короновируса, брать кредит — для заемщика, и тем более, выдавать кредит — для банков — очень большой риск».
Снизятся ли ставки по кредитам
Подешевевшие кредиты должны стимулировать экономическую активность и рост товарооборота. Несколько банков уже сообщили о планах по снижению ипотечных ставок по ряду программ: для семей с детьми, на вторичное жилье.
«В существующих реалиях кредит становится менее доступным как для бизнеса, так и для домохозяйств, получить кредиты могут только лучшие заемщики, — уверен Эдуард Коложвари. — Есть и практика навязывания косвенных услуг — страхования, пенсионных планов. То есть фактически кредит не становится дешевле, это невыгодно банковскому сектору».
«Наибольший интерес к снижению будет использован при переоформлении ссуд под более низкую процентную ставку добросовестным заемщикам», — уверена Ирина Газизулина.
Коложвари отмечает, что теперь держать деньги во вкладах становится невыгодным при росте запросов на сбережения «на черный день». «Искушенные люди будут увеличивать вложения в ценные бумаги, а рядовой потребитель будет искать более понятный инструмент, например, наличную иностранную валюту», — говорит эксперт.
Перспективы дальнейшего снижения ставки
Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях. «С высокой вероятностью можно ожидать снижения ключевой ставки на одном из следующих или следующем заседании с шагом 0,25-0,5 п.п», — говорит Петронкевич.
«Чем глубже будет проседать экономика, тем более лояльной будет политика Банка России, — уверена Ирина Газизулина. — Если инфляция будет снижаться еще более высокими темпами, а экономике потребуется срок более полутора лет для восстановления, то уровень процентной ставки будет падать и дальше».