Срыв сроков и рост цен: областные депутаты проверят реализацию концессий
Депутаты бюджетного комитета заксобрания Новосибирской области заслушали доклад министра экономического развития Льва Решетникова о промежуточных итогах реализации соглашений государственно-частного партнерства и концессий в регионе. В частности, речь шла о строительстве четвертого моста через Обь, семи поликлиник, инфекционной больницы и шести школ.
Ранее депутаты из других комитетов раскритиковали срыв сроков и рост стоимости строительства поликлиник. Так, депутат Вячеслав Илюхин предложил «вынести вопрос на уровень правительства региона, ФСБ и прокуратуры Новосибирской области, потому что это преступная схема».
По словам Решетникова, готовность моста составляет 55%. Из числа семи поликлиник, три объекта готовы на 35,7%, 36% и 39%. На остальных трех площадках идут подготовительные работы. Все они уже получили положительные заключения повторной госэкспертизы.
Министр объяснил удорожание семи поликлиник с первоначальных 7,8 млрд руб. до 19,5 млрд руб. тем, что на стоимость повлияла, как инфляция, так и изменение медико-технического задания. «Сумма возрастает до 27 миллиардов при кредите 9%. По факту основная сумма в этом росте — кредитные деньги. Со своей стороны, мы сейчас рассматриваем возможность чтобы увеличить сроки и снизить нагрузку на бюджет», — сказал он.
Поликлиника на ОбьГЭСе и шесть школ находятся в стадии проектирования, которое будет завершено в четвертом квартале 2022 года.
В рамках строительства инфекционной больницы в Садовом ведутся работы по возведению объекта. По инфекционной больнице также поменялось медико-техническое задание. Вместо ковидного госпиталя планируется создать полнеценную инфекционную больницу. Сроки постройки были сдвинуты примерно на 9 месяцев. Стоимость по итогам госэкспертизы составила 13,5 млрд руб. «Если рассчитать кредит, то получаем 16,5 миллиардов рублей с учетом процентов банка», — отметил он.
Вице-спикер регионального заксобрания Ирина Диденко заметила, что речь идет не об отложенных сроках строительства, а о срыве сдачи поликлиник. Что касается стоимости, то, по словам вице-спикера, анализ поликлиники, возводимой по ФЗ-44 показывает стоимость в полтора раза ниже. «Видимо оснащение поликлиник здесь намного выше. Но тогда, задавали вопросы на рабочей группе, нужна ли всем семи поликлиникам такая перенасыщенность оборудованием? Наши налогоплательщики должны знать, что за эти поликлиники будет заплачено намного больше», — сказала она.
Кроме того, депутаты высказали опасение, не будет ли изъят федеральный грант при продлении сроков строительства школ. В ответ чиновники из правительства заверили присутствующих, что федеральный грант вероятно удастся перенести на следующий год.
Депутат Дмитрий Козловский поднял вопрос о большой нагрузке на бюджет, потому что в последующие годы будут солидные возмещения концессионеру по поликлиникам, но при этом нужно еще исполнять депутатские наказы.
«За 2024 год мы всем концессионерам по всем концессиям заплатим почти 9 миллиардов рублей и в 2025 году 10,5 миллиардов рублей. И как раз практически половина наказов в программе стоят на выполнение на 2025 год», — подчеркнул он.
В конце обсуждения первый заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Панферов заявил, что рассматриваемый депутатами вопрос не предмет политических торгов. «У нас есть решение комитета, и в рамках Часа правительства мы хотим послушать информацию о реализации концессионных соглашений. Мы работаем с правительством рука об руку. И это один из этапов планомерной работы», — уверен парламентарий.
Председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Федор Николаев подчеркнул, что строить поликлиники и школы необходимо, но нужен баланс прямых инвестиций и проектов, реализуемых с помощью механизма государственно-частного партнерства, потому что есть программы и проекты, на которые федеральный грант невозможно предусмотреть.
«На мой взгляд, сам проект лучше делать за средства региона, относительно стройки — это небольшие средства. Зато получая проект, мы понимаем его стоимость. И понимаем, готовы ли к таким расходам», — сообщил он.
По итогам рассмотрения этого вопроса бюджетный комитет планирует провести рабочие группы по рассмотрению вопроса о применении механизмов ГЧП для создания объектов инфраструктуры в Новосибирской области. С результатами работы ознакомят на очередной сессии заксобрания региона в октябре.