Эксперты оценили судьбу конфликта с кварталом «Авиатор» в Новосибирске
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (Кемерово) отменил решения нижестоящих судов, которые ранее признавали законным строительство квартала «Авиатор» в Заельцовском районе Новосибирска. Дело направили на новое рассмотрение в первую инстанцию, говорится в решении суда (есть у РБК Новосибирск).
Новосибирский областной суд в июне текущего года отклонил иск прокуратуры Новосибирска к мэрии и признал законным строительство первой очереди квартала «Авиатор». Решение Заельцовского райсуда было оставлено без изменения.
Суть конфликта
Прокуратура обратилась в Заельцовский районный суд с требованием признать незаконным выданное мэрией разрешение на строительство квартала «Авиатор». Административным ответчиком в споре выступила мэрия Новосибирска, заинтересованными лицами — войсковая часть 3733, Управление архитектурно-строительной инспекции и ООО «Квартал Авиатор. Новосибирск. Специализированный застройщик» из структуры девелопера «Брусника. Сибакадемстрой».
В иске надзорное ведомство указало, что участок, на котором реализуется проект, находится в 1,5 км от контрольной точки аэропорта «Гвардейский». Расположение якобы в границах приаэродромной территории (ПАТ) требует дополнительных согласований и создает проблемы некоему неопределенному кругу лиц.
Суд Заельцовского района пришел к выводу, что спорный земельный участок не попадает в границы какой-либо зоны с особыми условиями использования. Приаэродромная территория аэропорта «Гвардейский» не установлена, что не оспаривает ни прокуратура Новосибирска, ни войсковая часть 3733.
Также суд указал, что согласно № 135-ФЗ, ограничения не налагаются в отношении использования участков, права на которые возникли до вступления закона в силу, если только использование не ставит под угрозу безопасность полетов воздушных судов.
Права на спорный участок «Брусника. Сибакадемстрой» получила в мае 2017-го, до введения в действие 135-ФЗ. «Как следует из пояснений представителя войсковой части 3733, претензий относительно безопасности полетов воздушных судов к застройщику не имеется», — отмечено в решении Заельцовского районного суда.
В итоге разрешение на строительство было признано законным. С этим согласилась коллегия судей Новосибирского областного суда.
В решении кассационный суд транслирует позицию прокуратуры, которая полагает, что разрешение вопросов, которые в процессах исследовали нижестоящие суды, требует специальных познаний и возможно только экспертным путем. Суд счел, что в предыдущих решениях доводы прокуратуры в полной мере исследованы не были. Новая дата рассмотрения судебного спора в суде первой инстанции еще не назначена.
Проблема ПАТ
В 2017 году в Воздушный кодекс РФ внесли изменения. Согласно им для каждого аэропорта в стране должна быть разработана, утверждена и внесена в кадастровые карты схема приаэродромной территории (ПАТ) и порядок ее использования. Для объектов в зоне ПАТ устанавливаются ограничения по высоте и типу. В ПАТ — семь зон, наиболее ожесточенные споры вызывает седьмая, самая обширная зона, радиусом в 30 км от контрольной точки аэропорта. В ней запрещено жилое строительство.
На пространственное развитие Новосибирска влияние могут оказать четыре ПАТ:
- аэродрома государственной авиации Новосибирск (Гвардейского), эксплуатируемого Росгвардией;
- аэродрома экспериментальной авиации Новосибирск (Ельцовки), эксплуатируемого компанией «Сухой»;
- аэродрома совместного базирования государственной и гражданской авиации Новосибирск (Толмачево), находящегося в ведении Минобороны РФ;
- аэродрома «Бердск-Центральный» (Минпромторг РФ, СибНИИА им. С.А. Чаплыгина).
На настоящий момент ПАТ аэродромов Новосибирской области не установлены, сообщили РБК Новосибирск в Минстрое НСО.
Владимир Путин в конце прошлого года дал правительству поручение до 1 августа рассмотреть вопрос установления приаэродромных территорий, с утверждением отдельной санитарно-защитной зоны, а также проработать переходные положения до установления такой зоны. Разработка и утверждение ПАТ могло бы существенно снизить уровень неопределенности при освоении сотен гектаров городских земель. Сейчас же понять, в какой именно зоне находится «Авиатор» или другой проект, невозможно. Таким образом, развитие потенциально спорных территорий становится рискованным как для застройщиков, так и для муниципалитета.
Перспективы ситуации
В «Бруснике» пояснили, что строительство жилого квартала ведется по графику. Продано более 300 квартир.
Директор по правовым вопросам застройщика квартала «Авиатор», компании «Брусника» Марина Митяшина в разговоре с РБК Новосибирск отметила, что разрешение на строительство было выдано на законных основаниях, компания получила все необходимые согласования. «Полагаем, что первая инстанция, в очередной раз изучив все материалы, вновь вынесет решение в пользу мэрии Новосибирска и застройщика», — сказала Митяшина.
Адвокат АБ Sollars Владислав Кальмуцкий в комментарии РБК Новосибирск пояснил, что само по себе возвращение дела в суд первой инстанции для повторного рассмотрения не означает, что суд первой инстанции изменит свой вывод. «Суд должен будет более внимательно изучить аргументы прокуратуры, возможно, по делу будет назначена судебная экспертиза», — говорит Кальмуцкий.
Председатель Ассоциации строительных организаций Новосибирска Максим Федорченко также выразил надежду, что суд первой инстанции подтвердит законность выдачи разрешения на строительство, выданного мэрией. «Очевидно, что квартал никому ущерб не приносит, в том числе аэродрому. Застройщик действует полностью в рамках закона. Нормы о приаэродромных территориях в законе можно неоднозначно прочитать, но надеюсь, что в суде будут также руководствоваться интересами граждан-дольщиков», — рассказал Федорченко.
Перспективы переноса
Намерения вынести «Гвардейский» за черту города озвучивались в Новосибирске неоднократно.
В областном Минстрое РБК Новосибирск сообщали, что по результатам проведенных в 2020 году совещаний под руководством первого вице-губернатора Новосибирской области Владимира Знаткова (с участием представителей управления Сибирского округа Росгвардии, в/ч 3733, министерства строительства НСО и мэрии) выработано предложение о передислокации аэродрома «Гвардейский» на территорию компании «Сухой».
По мнению Федорченко, вопрос переноса аэродрома «Гвардейский» в ближайшие годы може решиться иначе. «Велика вероятность, что его просто закроют с учетом того шумового фона и тех установленных ВПП, которые буквально мешают городу, плюс на перенос аэродрома бюджетных средств не выделено», — добавил Федорченко.
В ноябре на организованном Ассоциацией строительных организаций Новосибирской области озвучивались планы участников обратиться к органам федеральной власти и депутатам Госдумы повлиять на ситуацию. Например, проект ПАТ, разработанный для Толмачево, по данным участников совещания, распространяет жесткие ограничения на около трех миллионов квадратных метров жилья по выданным и перспективным площадкам, а в зонах, которые якобы несут опасность для будущих покупателей жилья, десятилетиями живут другие горожане, переселять которых никто не планирует.
Следите за деловыми новостями в Telegram-канале РБК Новосибирск