Заявку на создание особой экономической зоны в ПЛП направят в 2024 году
Власти Новосибирской области планируют в I квартале 2024 года обратиться в Министерство экономического развития РФ с заявкой на создание особой экономической зоны (ОЭЗ) на территории «Промышленно-логистического парка» Новосибирской области. Об этом РБК Новосибирск рассказали в региональном Минэке.
«Создание ОЭЗ на территории региона отвечает главным стратегическим задачам России — развитию импортозамещающих производств и производств с высоким экспортным потенциалом, при этом является логичным этапом развития транспортно-логистического хаба в Новосибирской области. ОЭЗ предлагают бизнесу ряд конкурентных преимуществ, в том числе по локализации производства в Сибири и выходе на евразийский рынок», — сообщили в министерстве.
В сентябре этого года, на XII Всероссийском форуме территорий развития и инвестиций «ИнПарк — 2023», министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников рассказал о создании под Новосибирском особой экономической зоны (ОЭЗ).
В Министерстве экономического развития Новосибирской области сообщили, что создание ОЭЗ инициировала «группа компаний», которая специализируется на международных и внутрироссийских контейнерных перевозках. ООО «Северный Парк Развитие», входящее в Группу, решило разместить ОЭЗ на собственной земле.
Согласно данным «Контур.Фокус», ООО «Северный Парк Развитие» зарегистрировано в Новосибирске в мае 2022 года. В организации трудоустроен один сотрудник. Генеральным директором юридического лица является Александр Низовских, ранее работавший на этой же должности в ООО «Новосибирский транспортный терминал». Учредителем компании «Северный Парк Развитие» является Павел Трухин. Он владеет 50% уставного капитала в московской компании «Т1», которая специализируется на контейнерных перевозках. Компания «Т1» называет себя крупнейшим российским оператором контейнерных поездов.
ОЭЗ займет земельный участок площадью 600 га в 9 км от аэропорта Толмачево, в 3,5 км от Транссибирской магистрали и «в непосредственной близости» от транспортно-логистического центра «Сибирский», крупнейшего за Уралом.
«В настоящее время определен якорный резидент планируемой ОЭЗ — компания ООО «Новосибирский транспортный терминал». Терминал в Новосибирской области с возможностью обрабатывать полносоставные контейнерные поезда станет крупнейшим в Сибири. Запуск этого терминала позволит нарастить объемы перевозок на Транссибирской магистрали грузов в контейнерах и ускорит доставку импорта с Дальнего Востока», — рассказали в новосибирском Минэкономразвития.
Особая экономическая зона — территория c льготным режимом предпринимательской деятельности, на которой может применяться процедура свободной таможенной зоны.
Особый режим предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ предполагает содействие в обеспечении «объектами инженерной инфраструктуры» за счет средств регионального бюджета, что позволит уменьшить издержки на запуск нового производства. Режим свободной таможенной зоны дает резидентам таможенные льготы, налоговые преференции, упрощенную систему взаимодействия с государственными регулирующими органами.
Кроме экономически обоснованных, фактических плюсов от создания ОЭЗ, имеются также и косвенные преимущества. Это «удобная географическая локация, свободные территориальные решения для эффективного развития конкретных направлений, возможность формирования новых производственных стратегий», рассказали в региональном Минэке.
На конец июля 2023 года в России, по данным Министерства экономического развития РФ, действовало 50 ОЭЗ. Объем инвестиций, вложенных в проекты, составил 900 млрд руб. Резиденты выплатили в бюджеты разных уровней налоги на общую сумму 176 млрд руб.
Заведующий кафедрой мировой экономики, международных отношений и права НГУЭУ Денис Борисов отметил, что создание особых экономических зон практикуется во всем мире. В России, по его словам, «имеет место достаточное количество таких экономических инициатив», но «крайне мало примеров для зависти «всему миру назло».
В качестве причин невысоких результатов Борисов назвал удаленность российских ОЭЗ от основных мировых рынков, размещение вдали от логистической инфраструктуры и «неэкспортный характер хозяйственной деятельности».
В то же время эксперт отметил, что создание ОЭЗ на территории ПЛП Новосибирской области имеет шансы на развитие из-за переориентации внешнеэкономических связей России на страны Востока.
По мнению Борисова, ОЭЗ под Новосибирском будет интересна китайским или российско-китайским компаниям, которые намерены выйти или расшириться на российском рынке. «Сегодня в Китае бум на рынке электрокаров, появляются новые производители, ищущие возможности расширения и развития. Учитывая, что одна из проблем китайского автопрома — адаптация программного обеспечения своих автомобилей под зарубежные рынки, — а сибирская школа программирования — сложившейся факт, то может получится не просто отверточное производство, но и весьма интересная взаимовыгодная кооперация», — высказался эксперт.
По его мнению, новосибирская особая экономическая зона привлечет и страны Средней Азии, которые заинтересованы в расширении своего присутствия на российском рынке.
«Потенциал многообещающий, но важно не забывать, что иметь возможности и их реализовать — это вещи схожие, но не всегда и даже часто не совпадающие. Большое значение будет иметь характер производств, которые будут размещаться; тарифные и нетарифные условия, которые в конечном итоге получит создаваемая ОЭЗ; активности региональных институтов развития по привлечению иностранных и отечественных компаний; способность власти выстроить вовлеченную коммуникацию с федеральным центром для поддержки этой ОЭЗ; дальнейшая динамики инфраструктурного развития Новосибирской области», — подытожил Борисов.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте