Один билет: какие изменения ждут общественный транспорт Новосибирска
О разработке новых схем Локоть сообщил на расширенном аппаратном совещании 19 января. По его словам, за 2018 год департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии необходимо разработать несколько ключевых документов. «Они определят перспективу развития регулярных пассажирских перевозок. Первый документ — запуск комплексной схемы организаций транспортного обслуживания (КСОТ). Второй — пилотный проект по введению сетевого графика (единого билета. — РБК Новосибирск)», — пояснил мэр.
Давно пора менять
Как сообщил Локоть, власти города и ранее пытались разработать КСОТ, но последние два года постоянно сталкивались с разными сложностями. По словам депутата горсовета, зампредседателя комиссии по городскому хозяйству Игоря Титаренко, тема широко обсуждалась в 2010-2011 годах, над КСОТ работало много институтов, но с тех пор развитие приостановилось из-за нехватки бюджета и поправок в законодательстве.
Комплексная схема организации транспортного обслуживания (КСОТ) — это стратегический документ, определяющий направления развития городского, пригородного и межмуниципального общественного транспорта для обеспечения качественного обслуживания. Схема направлена на повышение взаимодействия всех видов пассажирского транспорта.
Неясным остается вопрос финансирования проектов разработки и внедрения КСОТ и единого тарифа на текущий момент: мэр Новосибирска не сказал, какие средства будут задействованы во время работы над КСОТом в 2018 году. РБК Новосибирск направил в пресс-службу мэрии запрос на получение соответствующего комментария.
Схема в неполном виде существует и сегодня. Электронные панели с расписанием транспорта и разгрузка транспортных линий от коммерческого транспорта в пользу муниципального, по словам Титаренко, — следствия частичной реализации КСОТа.
По мнению депутата, необходимость в доработке транспортного плана назрела давно. «Сейчас наступил тот момент, когда удобно приступать к реализации комплексных мер — этому способствует 220-ФЗ (Об организации регулярных перевозок пассажиров. — РБК Новосибирск). Схема организации дорабатывается и будет внедрена — это однозначно. Вопрос — в каком виде она будет существовать? Для его решения надо привлекать экспертов транспортной отрасли и перевозчиков», — замечает депутат.
О необходимости разработки заявляет и депутат горсовета, председатель комиссии по городскому хозяйству Игорь Кудин. «Надо предусмотреть удобные транспортно-пересадочные узлы, выделить стержневые магистральные маршруты. Они должны обслуживаться преимущественно электрическим транспортом с высокими показателями скорости, комфорта и безопасности, а коммерческий транспорт играл бы роль подвозящих маршрутов к таким пересадочным узлам», — делится мнением Кудин.
Один на всех
Зампредседателя Заксобрания, директор МУП ПАТП № 5 Валерий Ильенко считает, что план транспортного обслуживания будет работать только после введения единого билета, при котором отпадет необходимость оплачивать отдельно поездку после каждой пересадки. «На сегодняшний день существующая маршрутная схема не является эффективной. Она устарела. Уже нужно создавать новые остановки вслед за строительством микрорайонов. При введении единого тарифа начнет меняться и курсирование транспорта», — уверен Ильенко.
По заявлению мэра Анатолия Локтя, первоначально введение единого тарифа планируется только на маршрутах «Горэлектротранспорт» — метрополитен. Планы на объединение тарифов существуют уже на протяжении несколько лет.
По мнению Ильенко, единый тариф будет работать эффективней при комплексном включении в него всех видов городского транспорта. «Это и городская электричка, и автобусы, и муниципальный электротранспорт, и маршрутные такси. Без полноценной системы это не будет настолько выгодно пассажиру», — замечает он.
По словам депутатов, один из главных вопросов - каким образом муниципалитет намерен ввести в эту систему коммерческих перевозчиков, осуществляющих 70% пассажирских перевозок. Сам мэр города об этом не сообщил. РБК Новосибирск обратился за комментариями в мэрию города.
Титаренко считает, что перед введением в эту схему коммерческого транспорта необходимо полностью внедрить КСОТ.
«Когда у нас будет сформировано понимание маршрутных путей, которыми пользуются люди — тогда можно будет говорить о внедрении оплаты по транспортным зонам. Больше половины горожан пользуются одними и теми же маршрутами, когда едут на работу. При комплексном подходе система дорожного транспорта сложится удобным для перевозчиков образом», — замечает Титаренко.
По мнению депутата, для того, чтобы замкнуть муниципальный и коммерческий транспорт на движении по единому тарифу, необходимо обеспечить оперативный транзит денежных средств на счет перевозчика. «На сегодняшний день оплата поступает с большими задержками. Но если решение будет принято с учетом этой проблемы, то мы увидим увеличение доходов транспортников», — уверен депутат.